Северное ПКБ: потенциал на современном рынке вооружений

Журнал «Морской вестник», март 2009 г.

Сегодня перед военно-морскими силами любого государства стоит целый ряд задач, как военного, так и мирного характера. Наличие военно-морских сил для любой страны – не только престиж, но и реальная необходимость. Но лишь немногие страны мира сегодня имеют научно-технический и производственный потенциал для самостоятельного проектирования и постройки военных кораблей.

Российское военное кораблестроение, обладающее высоким научно-техническим потенциалом, располагает множеством интересных, оригинальных разработок и уникальными технологиями военного судостроения, что по-прежнему делает Российскую Федерацию одной из немногих стран в мире, способных производить абсолютно всю номенклатуру военно-морской техники, от боевых кораблей и вспомогательных судов всех классов, до всех видов военно-морских вооружений и технических средств.

Практика показала, что образцы российской военно-морской техники, поставляемой на экспорт, не только не уступают по своим тактико-техническим и боевым характеристикам лучшим мировым аналогам, но зачастую значительно превосходят их по целому ряду показателей. Уникальный опыт эксплуатации отечественной военно-морской техники в различных районах Мирового океана позволяет судостроителям России создавать корабли на экспорт, способные эффективно выполнять боевые задачи в любых климатических условиях с учетом национальных особенностей несения службы экипажами.

Высокий уровень развития науки, проектных и судостроительных технологий, большие производственные мощности, высококвалифицированные кадры рабочих, инженеров, конструкторов и менеджеров обеспечивают высокое качество продукции российского судостроения при строгом научно-обоснованном соблюдении отношения «стоимость-эффективность», при том, что ценовая составляющая российских образцов военно-морской техники по сравнению с западными аналогами оказывается более привлекательной. Таким образом, и по этому критерию российская военно-морская техника конкурентоспособна на мировом рынке вооружений.

В настоящее время в качестве возможных направлений военно-технического сотрудничества (ВТС) Российской Федерации с другими странами рассматриваются:

  • проектирование вооружения и военной техники российской стороной в интересах заказчика;
  • совместное производство и модернизация вооружения и военной техники в интересах заказчика;
  • модернизация вооружения и военной техники российского (советского) производства, в том числе под стандарты НАТО, с целью повышения эффективности их боевого применения и продления срока эксплуатации, а также поставка запасных частей для них;
  • проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • создание совместных предприятий по разработке, производству и экспорту современных образцов вооружений;
  • участие в проводимых тендерах по выбору перспективных образцов вооружения и военной техники для национальных вооруженных сил;
  • взаимодействие по теме утилизации вооружения и военной техники российского (советского) производства, выводимого из состава вооруженных сил иных стран.

Анализ этих направлений позволяет сделать следующий вывод: повышение эффективности ВТС связано с увеличением количества стран-импортеров российских вооружений и военной техники (ВиВТ) в разных регионах мира; наращиванием объемов экспорта и совершенствованием его структуры, включая рост наукоемкости; повышением рентабельности экспортных контрактов; увеличением внебюджетных поступлений и косвенного эффекта от экспорта в интересах развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и системы вооружений Вооруженных Сил Российской Федерации.

Реализация указанных выше направлений повышения эффективности ВТС невозможна без долгосрочного планирования, что требует проведения широкого круга научных исследований, в том числе маркетинговой направленности. Имеющийся опыт такой работы и научный потенциал отечественных организаций и предприятий позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.

Позитивная динамика ВТС России с иностранными государствами убедительно говорит о том, что российские разработчики и производители оружия сотрудничают и на равных конкурируют с ведущими мировыми производителями военной техники. Так, хотелось бы напомнить, что в 1953-2004 гг., в рамках ВТС СССР/Россия поставили в 45 государств мира 2 050 боевых кораблей, подводных лодок и патрульных катеров, а также 130 вспомогательных судов различного назначения.

Несмотря на тот факт, что ведущие западноевропейские страны, такие как Великобритания, Германия, Италия, Франция, Испания, Швеция, являются априори конкурентами в поставках В и ВТ на мировом рынке оружия, российские предприятия ОПК все же могут взаимодействовать с ними по отдельным проектам и проводить совместные НИОКР по тем или иным военным технологиям. Важно для партнерства России с ведущими западными странами, которые сами являются крупнейшими экспортерами продукции военного назначения, нахождение взаимоприемлемых условий сотрудничества в сфере ВТС. Например, к началу XXI в. только четыре страны – Россия, США, Испания и Великобритания – затрачивали на НИОКР более 10% собственного объема военных расходов. Таким образом, у России имеются хорошие возможности для того, чтобы остаться одним из мировых лидеров по экспорту наиболее современных образцов вооружения. Однако затраты на НИОКР окупаются лишь при условии достаточно большой серийности создаваемых В и ВТ.

ОАО «Северное ПКБ», являясь ведущей фирмой России по проектированию крейсеров, эсминцев, фрегатов, корветов и катеров, успешно решает задачи военно-технического сотрудничества уже четвертый десяток лет. Начало этому было положено в 1975 г. после заключения контракта на строительство фрегатов пр. 61МЭ на верфях СССР. Головной корабль серии из пяти единиц (фрегат «Раджпут») был передан индийским ВМС в 1980 г.

Большим потенциалом обладает «Северное ПКБ» и по оказанию технического содействия в проектировании кораблей специалистам иностранных судостроительных предприятий. Начиная с 80-х гг., «Северное ПКБ» оказывало техническое содействие в разработке проектной документации для фрегатов пр. 15 и пр. 25А ВМС Индии. Учитывая успешный опыт этого сотрудничества, сегодня бюро расширяет такую сферу деятельности, как техническое содействие в разработке технической документации с последующим строительством кораблей на верфях других государств.

В рамках ВТС с Китайской Народной Республикой «Северным ПКБ» был разработан пр. 956Э эскадренного миноносца на базе эсминца типа «Современный», по проекту которого было построено 17 кораблей для отечественного ВМФ. Всего было построено и передано заказчику два корабля этого проекта. По результатам успешного сотрудничества с КНР в области разработки и передачи двух эсминцев пр. 956Э, был заключен новый контракт на проектирование и строительство еще двух эсминцев пр. 956ЭМ с усовершенствованными комплексами ударного и зенитно-артиллерийского вооружения, системами автоматизации управления вооружением корабля, энергетической установкой и др.

Постоянно анализируя развитие и потребности рынка военно-морской продукции, а также используя новые проектные решения и применяя передовые технологии, специалистами бюро разрабатываются и предлагаются на экспорт наиболее востребованные проекты боевых надводных кораблей: эсминцы, фрегаты, корветы, средние десантные корабли и катера.

В классе кораблей типа эсминец «Северное ПКБ» предлагает эскадренный миноносец пр. 21956 водоизмещением около 9 000 т. По своим боевым возможностям он превосходит российский аналог пр. 11551. В качестве ударного оружия на нем предусмотрена установка интегрированной ракетной системы «Калибр-НКЭ» с ударными ракетами ЗМ-54ТЭ и противолодочными ракетами 91РТЭ2. Для обеспечения противовоздушной обороны предусмотрено размещение зенитного комплекса «Риф-М» и зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан-М». Также на корабле размещено противолодочное (2 ТПУ/4), противоторпедное (комплекс «Пакет-Э/НК»), радиотехническое и гидроакустическое вооружение.

«Северным ПКБ» разработан и передан заказчику (ВМС Республики Индия) принципиально новый фрегат пр. 11356. Главная особенность экспортного фрегата заключается в комплексе его вооружения. Это первый в мире боевой корабль, оснащенный ударным противокорабельным комплексом «Club-N» с ракетами ЗМ-54Э, имеющими отделяемую на конечном участке траектории полета сверхзвуковую боевую часть с дальностью стрельбы до 220 км.

В начале XXI в. ключевыми для ВМС многих стран стали программы строительства корветов и фрегатов. Причем первое место по востребованности на рынке заняли корветы, по своей сути – большие ракетные катера. Эти небольшие по водоизмещению, относительно недорогие, но насыщенные вооружением и радиоэлектронными средствами корабли могут выполнять функции флагмана тактической группы и взаимодействовать с другими боевыми единицами, пунктами управления и летальными аппаратами, эффективно решая при этом такие задачи, как обеспечение активных боевых действий, безопасности судоходства, поддержания благоприятного оперативного режима, охраны и защиты государственных границ, несение патрульной службы, осуществление поисково-спасательных операций и ряд других.

Не следует забывать, что у Советского Союза, а ныне Российской Федерации в этом направлении всегда был приоритет – страна является крупнейшим экспортером ракетных и патрульных катеров всех классов, о чем свидетельствует то, что в 60-90-е гг. мы поставили за рубеж примерно вдвое больше боевых катеров, чем такие крупные кораблестроительные страны, как Великобритания, Франция, Швеция, Норвегия, Испания и Италия вместе взятые.

Следует ожидать, что перспективные корветы получат дальнейшее развитие как многоцелевые корабли, на которых будут реализованы достижения в области создания новых образцов вооружения, корабельной энергетики, мероприятий по снижению заметности, так и в ряде других.

Учитывая реалии и потребности рынка, «Северное ПКБ» уделяет особое внимание разработке проектов многоцелевых корветов водоизмещением от 1 000 до 2 000 т, а также легких корветов водоизмещением от 500 до 1 000 т, спроектированных с учетом технологии «Стелс». Малая заметность кораблей этого класса обеспечивается оригинальной архитектурой корпуса и надстройки, а также рядом других мероприятий, вследствие чего эффективная поверхность рассеивания снижается в 4-6 раз по сравнению с кораблями аналогичного класса традиционной архитектуры. Это, в свою очередь уменьшает дальность обнаружения в 1,4-1,6 раза, а также повышает эффективность активных и пассивных средств радиоэлектронной борьбы и существенно увеличивает защищенность корабля от поражения противокорабельными ракетами с радиолокационными головками самонаведения.

Многоцелевые корветы обладают широкими боевыми возможностями и могут быть оснащены универсальным ракетным комплексом «Club-N» с противокорабельными и противолодочными ракетами. Для поражения средств воздушного нападения предполагается установка зенитно-ракетный комплекс «Штиль-1» с пусковыми установками вертикального старта и современной системой управления.

Для минимизации водоизмещения возможна установка более легких и менее энергоемких видов вооружения, в частности зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан-М». Для стрельбы по надводным береговым и воздушным (в том числе и низколетящим) целям предусмотрены артиллерийские комплексы калибра 100 и 30 мм. Для борьбы с подводными целями корвет может быть оснащен торпедными аппаратами калибра 400 мм, системой противоторпедной защиты «Пакет-Э/НК», а также противолодочным вертолетом массой до 14 т.

В качестве главной энергетической установки прорабатывались различные варианты, в том числе ГЭУ, состоящая из двух маршевых дизель-редукторных агрегатов, работающих на винты фиксированного шага и форсажной части, состоящей из газотурбинного агрегата, работающего на бустерную установку. Корветы могут достигать скорости полного хода до 30 уз. с дальностью плавания более 4 000 миль и автономностью по запасу провизии до 30 суток.

Проекты легких корветов имеют ряд отличительных свойств. Они высокоманевренные, могут использоваться на мелководье, развивать скорость до 35-40 уз. за счет использования дизель-газотурбинных установок и водометных движителей и иметь дальность плавания более 3 000 миль. В качестве комплексов вооружения на них могут быть установлены: новейший ракетный комплекс «Уран-Э», 76-мм или 100-мм артиллерийские установки, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-М» или зенитный артиллерийский комплекс «Пальма», 400? мм торпедные аппараты, пулеметы калибра 12,7 мм, комплексы обнаружения, радиоизлучения и постановки помех, опускная гидроакустическая станция и трехкоординатная радиолокационная станция.

Высокий модернизационный потенциал представленных корветов позволяет варьировать состав вооружения в процессе серийного строительства и создавать на единой платформе корабли различного назначения, в зависимости от поставленных задач и потребностей рынка.

Хотелось бы отметить, что на все представленные «Северным ПКБ» проекты кораблей возможна установка комплексов вооружения и комплектующего оборудования как российского, так и иностранного производства. Большой опыт сотрудничества в области кораблестроения с зарубежными фирмами позволяет бюро оперативно учитывать любые пожелания заказчика, и обеспечить техническое сопровождение постройки кораблей на оте­чественных верфях и на верфях иностранного заказчика.

И в заключение хотелось бы отметить то, что рынок оружия постоянно меняется, и поэтому российские корабелы должны быть готовы к этим изменениям.

Высокий научно-технический потенциал, современная производственная база, а также налаженные связи с ведущими научно-техническими центрами и судостроительными компаниями позволяют ОАО «Северное ПКБ» создавать высокотехнологичные, наукоемкие и конкурентоспособные образцы военной техники в области кораблестроения, а также оперативно реагировать на требования времени и потребности, как ВМФ России, так и флотов иностранных государств.