Акционерное общество «СЕВЕРНОЕ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО» создано на основании Постановления Совета Министров СССР от 17 апреля 1946 г. и Приказа Министерства Судостроительной промышленности СССР от 22 апреля 1946 г. №088.
С окончанием Великой Отечественной войны перед судостроительной промышленностью СССР встала задача расширения и наращивания производства, а также восстановления корабельного состава ВМФ.
5 сентября 1945 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) при участии представителей Наркомата ВМФ и судостроительной промышленности состоялось обсуждение проекта плана военного судостроения, результатом которого стало подписание постановления Совнаркома от 27 ноября 1947 г. «О десятилетнем плане военного судостроения».
Началось масштабное восстановление разрушенных и строительство новых судостроительных заводов с одновременным укрупнением существовавших и созданием новых проектных организаций.
1 марта 1946 г. на базе группы сотрудников ЦКБ-17 и группы сотрудников КБ завода им. А.А. Жданова было образовано подразделение, первоначально числившееся как филиал КБ завода им. А.А. Жданова. Одновременно в это подразделение были переведены сотрудники завода им. А. Марти (завод «Адмиралтейские верфи») и ЦКБ-32.
22 апреля 1946 г. приказом Министра судостроительной промышленности указанное подразделение в составе 216 человек было преобразовано в самостоятельное предприятие – Центральное конструкторское бюро № 53 (ЦКБ-53) по проектированию эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей. Именно с этой даты и ведет свой отсчет история «Северного проектно-конструкторского бюро».
Со временем деятельность Бюро была значительно расширена, и оно фактически стало ведущим предприятием по проектированию боевых надводных кораблей и других классов, в том числе больших противолодочных кораблей, ракетных крейсеров, пограничных сторожевых кораблей, тяжелых атомных ракетных крейсеров. Без преувеличения можно сказать, что специалистами Бюро был создан практически весь океанский флот Советского Союза, а многие из проектов стали поистине эпохальными, являясь по ряду параметров признанным эталоном в мировом кораблестроении. Западные эксперты не раз отмечали, что русские корабли являют собой великолепные образцы промышленного дизайна, сочетая большую ударную мощь, великолепную защиту, эффективность инженерных решений и динамачно-агрессивный архитектурный облик.
В январе 1966 г. ЦКБ-53 было переименовано в «Северное проектно-конструкторское бюро» (СПКБ). В 2001 г. бюро был присвоен статус Федерального значения и оно стало называться ФГУП «СПКБ», с 2008 г. – ОАО «Северное ПКБ», а с 2015 г. – АО «Северное ПКБ».
Всего за годы существования Северного ПКБ по его проектам было построено около 550 кораблей и судов.
Боевые корабли первого послевоенного десятилетия (1946 – 1956 гг.)
Первым послевоенным кораблем стал ЭМ проекта 30 бис. Материалы технического проекта и рабочие чертежи этого ЭМ были разработаны под руководством главного конструктора А.Л. Фишера. Головной корабль был заложен 16 мая 1948 г., он получил наименование «Смелый» и был принят в состав ВМФ 21 декабря 1949 г. В дальнейшем по данному проекту была построена самая большая серия кораблей подобного класса, состоявшая из 70 единиц.
Фактически первым подлинным проектом ЭМ в Бюро следует считать проект 41, ТТЗ на разработку которого было утверждено 14 июля 1947 г. Главным конструктором проекта был назначен В.А. Никитин – выдающийся советский кораблестроитель, внесший большой вклад в строительство отечественного флота.
29 января 1952 г. эсминец пр. 41, получивший имя «Неустрашимый» вышел на заводские ходовые испытания. В техническом плане это был принципиально новый корабль. От предыдущих проектов его кардинально отличало наличие двухвальной ГЭУ, размещенной в двух независимых отсеках, образующих эшелоны, состоящие из ГТЗА и двух ГК со всеми обслуживающими механизмами.
Следующим проектом Бюро стал ЭМ проекта 56, который явился «уменьшенным» вариантом пр. 41 (водоизмещение уменьшилось примерно на 400 т). Проектирование эсминца возглавил А.Л. Фишер. 27 августа 1954 г. ЭМ вышел на ходовые испытания и через год был представлен Государственной приемной комиссии.
Для данного эсминца были утверждены следующие ТТЭ: водоизмещение полное 3 230 т, скорость полного хода 38,5 уз. 27 августа 1954 г. ЭМ вышел на ходовые испытания и через год был представлен Государственной приемной комиссии.
Боевые корабли первого поколения (1956 – 1966 гг.)
Накопленный опыт послевоенного проектирования и строительства кораблей, а также научно-технический прогресс в области создания новой военной техники позволили специалистам Бюро приступить к разработке качественно новых кораблей, обладающих большой боевой мощью и высокими техническими характеристиками.
В этот период в СССР впервые были созданы корабли с ракетным оружием, которое до этого не устанавливалось на надводных кораблях. Корабли проектов 58 и 57 бис первоначально были названы эскадренными миноносцами с реактивным оружием, а проекта 61 – сторожевыми кораблями ПЛО-ПВО. В дальнейшем проекты 58 и 61, а также их развитие – проект 1134 образовали новые классы кораблей – класс ракетных крейсеров и класс больших противолодочных кораблей.
В 1962 г. флоту был сдан крейсер проекта 58 «Грозный» (главный конструктор В.А. Никитин), на котором впервые в мировой практике было одновременно установлено противокорабельное и зенитное ракетное оружие, а также предусмотрена взлетно-посадочная площадка для вертолета с обеспечением его необходимым количеством авиатоплива для дозаправки.
На проектировавшихся больших противолодочных кораблях проекта 61 впервые в мире была установлена всережимная газотурбинная установка большой мощности. Проектирование корабля осуществлялось под руководством главного конструктора Б.И. Купенского. Головной корабль «Комсомолец Украины» был заложен 15 сентября 1959 г. и предъявлен на государственные испытания 15 октября 1962 г.
На кораблях первого поколения особое внимание уделялось повышению мореходных качеств кораблей в штормовых условиях и обеспечению возможности использования корабельного оружия в этих условиях. Фактически корабли первого поколения определили принципиальные направления дальнейшего развития отечественного военного кораблестроения.
Боевые корабли второго поколения (1966 – 1974 гг.)
Благодаря научно-техническому потенциалу, накопленному в течение второго послевоенного десятилетия, Бюро во второй половине 1960 г. приступило к созданию надводных кораблей нового, второго поколения, с более совершенным оружием.
Ориентация надводных сил отечественного флота на борьбу с атомными подводными лодками противника обусловила дальнейшее развитие нового подкласса – больших противолодочных кораблей. Их основным назначением стала борьба с АПЛ в удаленных районах океана, а так же обеспечение ПВО и ПЛО корабельных групп и конвоев. К этому подклассу были отнесены корабли проектов 1134А и 1134Б.
В связи с ограниченными возможностями промышленности по строительству БПК и их сравнительно высокой стоимостью был разработан проект сторожевого ПЛК. Он предназначался в дополнение к БПК, был меньше по водоизмещению и стоимости. В отличие от прежних артиллерийских СКР, этот корабль мог самостоятельно бороться с подводными лодками в ближней зоне, а также участвовать в противолодочных операциях в удаленных районах. Работы над проектом, получившим шифр «Буревестник» и номер 1135 велись под руководством главного конструктора Н.П. Соболева. В этом проекте было применено большое количество технических новшеств: оригинальная газотурбинная установка с маршевой редукторной приставкой для работы двух гребных валов от одного маршевого двигателя, носовой бульбовый обтекатель – для размещения новой гидроакустической станции (ГАС), подъемно-опускное устройство – для буксируемой антенны ГАС и многое другое.Корабли проектов 1134А (главный конструктор В.А. Аникиев) и 1134Б (главный конструктор А.К. Перьков) были дальнейшим развитием проекта 1134 в противолодочном варианте, применительно к возможностям заводов им. А.А. Жданова – в Ленинграде и им. 61 Коммунара – в Николаеве.
В результате, имея почти вдвое меньшее водоизмещение, СКР проекта 1135 сохранил такое же противолодочное оружие, что и БПК проектов 1134А и 1134Б, правда, с меньшим боезапасом.
Боевые корабли третьего поколения (1974 – 1991)
К середине 70-х гг. Бюро накопило богатый опыт проектирования крупных надводных кораблей практически всех подклассов. Это совпало с потребностью ВМФ СССР иметь корабли океанской зоны не только не уступающие зарубежным аналогам, но и превосходящие их. К этому времени специалисты Бюро закончили разработку технических проектов кораблей, которые на долгое время составили основу ВМФ России.
26 марта 1973 г. был заложен тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Орлан» (главный конструктор Б.И. Купенский), получивший наименование «Киров» в честь выведенного из состава ВМФ знаменитого крейсера-ветерана, построенного до Великой отечественной войны по проекту 26. Краснознаменный флаг первого «Кирова» перешел к новому атомному кораблю. Спуск крейсера на воду состоялся 27 декабря 1977 г., приемный акт был подписан 30 декабря 1980 г. На ТАРКР проекта 1144 впервые в отечественном надводном кораблестроении была применена атомная ЭУ.
Всего по проекту 1144 и модернизированному 1144.2 было построено 4 тяжелых атомных ракетных крейсера. Последний корабль серии из четырех кораблей ТАРКР «Петр Великий» (пр.11442) сегодня является флагманом Северного флота.
В 1971 г. под руководством главного конструктора В.Ф. Аникиева (в 1974 г. его сменил И.И. Рубис) началось проектирование нового эскадренного миноносца проекта 956 «Сарыч».
Перед Бюро была поставлена задача создания эсминца нового поколения, имеющего наряду с ракетами мощное артиллерийское вооружение и способного как самостоятельно, так и в составе корабельных группировок, уничтожать надводные корабли противника и средства воздушного нападения, а также оказывать огневую поддержку приморскому флангу сухопутных войск.
В результате был создан корабль, имеющий на вооружении противокорабельный ракетный комплекс, зенитно-ракетные комплексы, 130-мм артиллерийские установки и вертолет. Головной корабль «Современный» был заложен 3 марта 1976 г. и передан флоту 25 декабря 1980 г. По данному проекту была построена серия из 17 кораблей.
В 1972 г. было принято решение о разработке ТТЗ на новый корабль – ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант» – развитие проекта 1134Б (главный конструктор А.К. Перьков, впоследствии – В.И. Мутихин).
Основными задачами корабля являлось придание боевой устойчивости силам флота в отдаленных районах морей и океанов и уничтожение авианосных ударных соединений противника.
Закладка крейсера состоялась 4 октября 1976 г., приемный акт был подписан 28 декабря 1982 г. На корабле был установлен новый противокорабельный комплекс «Базальт», а также ЗРК С-300Ф с вертикальным стартом ракет, размещаемых в пусковых установках револьверного типа.
Отечественный эсминец проекта 956 в сравнении с ЭМ США «Spruance» значительно выигрывал в решении задач ударного характера и задач ПВО, однако уступал по ПЛО. В связи с этим главком ВМФ СССР С.Г. Горшков принял решение о создании военно-морской системы из 2 кораблей – ЭМ проекта 956 и БПК проекта 1155, разработанного как развитие СКР проекта 1135. В составе соединения эти два корабля должны были действовать совместно.
Головной корабль проекта 1155 «Удалой» был передан в состав флота в 1980 г. Всего по данному проекту было построено 12 кораблей, 8 – в Калининграде и 4 – в Ленинграде. Корабли этого проекта были оснащены АГАК «Полином», который обеспечивал обнаружение подводных лодок в дальней зоне акустической освещенности и выдавал целеуказание противолодочному комплексу «Метель». На проекте была установлена новая боевая информационная система, обеспечивающая более полную наглядность обстановки и оперативность управления, ЗРК «Кинжал» с вертикальным стартом ракет, а также размещены ангары для двух противолодочных вертолетов.
В 1983 г. был разработан, а в 1987 году доработан, технический проект усиленного варианта проекта 1155, получившего номер 11551. Этот корабль сочетал в себе мощное ударное и противолодочное вооружение. Однако в связи с заменой ГАК «Полином» на более совершенный комплекс «Звезда-2», сроки разработки документации и строительства корабля были сдвинуты. В итоге, в девяностые годы была возможность достроить только один корабль из двух. Им стал БПК «Адмирал Чабаненко», который вошел в состав флота в 1999 г.
Военно-техническое сотрудничество
Тема ВТС Бюро с инозаказчиками заслуживает отдельного внимания.
Начиная с 1957 года Болгарии, Польше, ГДР, ОАР, Индонезии, Финляндии и КНР поставлялись корабли, спроектированные в Северном ПКБ. В их числе – эсминцы пр. 30бис, (30БА, 30БК), 31 и 56А, а также СКР пр. 50. При этом часть сторожевых кораблей была построена в КНР при технической помощи ЦКБ–53.
Особо следует отметить сотрудничество с Республикой Индия. Не будет преувеличением тезис о том, что создание военного флота Индии – заслуга специалистов Северного ПКБ.
В 1974-1976 годах, Северное ПКБ на базе отечественного пр. 61М разработало проект фрегата 61МЭ (главный конструктор А.Д. Шишкин). Головной фрегат серии, «Раджпут», был передан заказчику в 1980 году, а последний – в 1987 году. Впервые в практике отечественного кораблестроения были построены на экспорт корабли водоизмещением около 5 000 т. Строительство пяти кораблей этого проекта осуществлялось на заводе им. 61 Коммунара (г. Николаев). Корабли проекта 61МЭ находятся в составе ВМС Индии на протяжении трех десятков лет. На них получили практический опыт службы сотни индийских офицеров. Корабли проходили модернизацию, заключающуюся в их оснащении индийско-российским противокорабельным комплексом «BrahMos», а также современными ЗPK.
По просьбе индийского правительства Северное ПКБ, совместно с представителями Военно-Морского Флота, в свое время определили состав вооружения и военной техники советского производства для установки на кораблях, проектируемых в Индии. На верфях заказчика при техническом содействии российской стороны были построены и сданы флоту корабли пр. 15, 15А, 16, 16А, 25 и 25А.
C 1999 года Северное ПКБ оказывало техническое содействие в проектировании индийскими специалистами корабля пр. 17. Передача головного корабля «Shivalik» ВМС Индии состоялась 21 апреля 2010 года. Фрегаты этого типа стали основными кораблями ВМС Индии в первой половине XXI века.
В конце 1990-х годов была разработана техническая документация на новый фрегат (пр. 11356, главный конструктор В.А. Перевалов) для индийского флота. В 2003-2004 гг. и в 2012-2013 г.г. две серии из трех кораблей в каждой переданы индийским морякам.
В 1999 г. ВМС Республики Вьетнам был передан патрульно-сторожевой корабль пр. ПС-500 (главный конструктор В.И. Мутихин). В 90-е годы прошлого века, в крайне тяжелое для нашей страны время, эти заказы сыграл огромнейшую роль не только для Бюро, но и для судостроительной России отрасли в целом, позволив сохранить квалифицированные инженерные и рабочие кадры. Главная заслуга в этом принадлежит Владимиру Евгеньевичу Юхнину, в то время занимавшему пост начальника и главного конструктора «Северного ПКБ».
Создавали специалисты Северного ПКБ и основу ВМС НОАК. В конце 80-х годов начала разрабатываться военно-морская доктрина Китая. В то время Китай нуждался в современных технологиях, которыми он не обладал. Это касалось и военно-морской техники.
В 1999-2000 гг. КНР были переданы два ЭМ пр. 956, доработанных по пр. 956Э (главный конструктор И.И. Рубис, а затем В.П. Мишин). Первый корабль совершил беспрецедентный переход 13 морей и 3 океанов, при этом вся техника вела себя безукоризненно.
По результатам успешного сотрудничества в январе 2002 г. был заключен новый контракт на поставку еще двух ЭМ пр. 956ЭМ (главный конструктор В.П. Мишин). Корабли были построены и переданы ВМС КНР в 2005 и 2006 гг.
В 2001 году в конце февраля был подписан контракт на оказание технического содействия по установке комплексов вооружения и оборудования на китайские эсминцы пр. 052В. Тема получила название «968». На кораблях было применено большое количество систем установленных на кораблях пр. 956, в связи с этим на западе его окрестили «Китайским Современным». Сотрудничество по «Теме 968» было завершено в 2005 году. Корабль пр. 052В стал платформой для проектирования уже китайского ЭМ пр. 052С.
В апреле 2002 года было подписано Межправительственное соглашение и контракт на оказание технического содействия по установке российского оборудования на китайские эсминцы пр. 051С («Тема 988»).
«Тема 968» и «Тема 988» велись в Бюро под руководством В.И. Голяка.
В 2004-2005 гг. по заказу Казахстана Бюро разработало проект катера-снабженца (пр. 22180, главный конструктор А.Ю. Наумов), предназначенного для доставки грузов и персонала на буровые платформы Каспия. Сегодня «Северное ПКБ» объективно занимает лидирующее место на мировом рынке военно-морской техники. Востребованность проектов СПКБ основана на богатом опыте, который был накоплен за годы существования Бюро и сейчас успешно реализуется в целом ряде как отечественных заказов, так и экспортных проектов.
Гражданское судостроение
Наряду с проектированием кораблей для ВМФ Северное ПКБ продолжает разрабатывать проекты судов для гражданского флота.
Начало этим работам было положено в 1950-х годах. Первым гражданским проектом, разработанным Северным ПКБ, стало китобойное судно проекта 393. Головное судно «Мирный» было сдано заказчику в 1956 году.
Также для рыбопромыслового флота СССР были спроектированы и построены транспортные рефрижераторы проекта 569А типа «Сибирь». Головное судно «Сибирь» было передано заказчику в 1962 году.
Выход советского ВМФ на океанские просторы потребовал значительно расширить работы по изучению морей и океанов в том числе, и в области гидроакустики. В связи с этим Бюро разработало проекты переоборудования двух сухогрузных теплоходов в научно-исследовательские суда – «Сергей Вавилов» и «Петр Лебедев».
В 1967-1974 годах по проектам Северного ПКБ были дооборудованы девять судов погоды типа «Пассат» для Гидрометслужбы СССР, их строительство осуществлялось в Польше, а также семь судов типа «Академик Курчатов» для Академии Наук СССР – построены в ГДР.
В связи с большим объемом работ для нужд ВМФ СССР Бюро не участвовало в проектировании гражданских судов до конца 1980-х гг., но затем в связи с изменением политической и экономической ситуации в стране, специалисты Бюро вновь приступили к проектированию судов для гражданского флота.
По проектам СПКБ:
- в 1994 г. на судостроительном заводе «Северная верфь» (г. Санкт-Петербург) построены три универсальных балкера дедвейтом 6 900 т проекта 15760.
- в 1995 г. на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (г. Калининград) построены два многоцелевых сухогрузных судна дедвейтом 12 000 т проекта 17380.
- в 1996 г. на ОАО «Балтийский завод» (г. Санкт-Петербург) построены два танкера-химовоза дедвейтом 5 800 т проекта 90101.
- В 2005 г. по проекту СПКБ на Уральском судостроительном заводе «Зенит» (Республика Казахстан) было построено быстроходное спасательное судно-снабженец проекта 22180.