Проекты корветов Северного ПКБ

Журнал «Военный парад», №1 (79), 2007

Материал подготовлен Отдел ВЭД ФГУП «СПКБ»

В последнее десяти­летие постоянно расширяется круг государств, судостроительная промышленность которых способна строить малые и средние патрульные корабли (корветы) для собственных военно-морских сил и на экспорт, что свидетельствует об интенсивном перераспределении сегментов рынка, его уплотнении и усилении конкуренции.

Повышенный спрос на корабли класса «корвет» определяется актуальностью комплекса задач, возлагаемых на них в ВМС различных стран. В первую очередь это охрана акватории и побережья в районах военно-морских баз, государственной границы, территориальных вод, морских и береговых инженерных сооружений, патрулирование морских, экономически важных районов, борьба с контрабандой и пиратством.

Современные тенденции развития кораблей этого класса – в первую очередь это мощное ракетное, ракетно-артиллерийское либо скорострельное артиллерийское вооружение и базирование вертолета с целью придания корветам новых возможностей по освещению обстановки и выдаче целеуказания. Кроме того, можно варьировать состав их вооружения и оборудования в процессе серийного строительства. Другими словами, на единой платформе создаются корабли для решения разных задач. Широко применяется архитектура обеспечения малой заметности (технология «стелс»).

Северное проектно-конструкторское бюро как ведущее предприятие России по проектированию боевых надводных кораблей занимается разработкой корветов, различных по водоизмещению и боевым возможностям.

Корветы Северного ПКБ имеют возможность интеграции российского вооружения с любыми иностранными комплексами, а также применять энергетические установки и вспомогательное оборудование западного производства.

Корвет водоизмещением около 1800 т. предназначен для ведения активных боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок противника, отражения атак средств воздушного нападения, защиты кораблей и судов на переходе морем, охраны и огневой поддержки десанта, контроля территориальных вод. Он обладает широкими боевыми возможностями и может быть оснащен универсальным ракетным комплексом Club-N с противокорабельными и противолодочными ракетами.

Для защиты от средств воздушного нападения на дальностях до 25 км на нем предусмотрена установка зенитного ракетного комплекса «Штиль-1» с двумя пусковыми установками вертикального старта и новейшей системой управления. Для поражения надводных и береговых, а также воздушных низколетящих целей установлены артиллерийские комплексы калибром 100 и 30 мм с собственной радиолокационной системой управления.

Борьба с подводными целями, помимо ракет, может вестись и с помощью обычных торпед и противолодочного вертолета. Для взлетно-посадочных операций и его хранения предусмотрены вертолетная площадка и телескопический ангар.

Особенность корвета – оригинальная схема компоновки главной энергетической установки. В качестве маршевых двигателей установлены два дизель-редукторных агрегата с винтами фиксированного шага, а форсажного – один газотурбинный агрегат, работающий на бустерную установку. Такое решение позволило достичь скорости полного хода 27 узлов и дальности плавания экономическим ходом – более 3500 миль.

Корвет водоизмещением около 1350 т. предназначен для охраны судов и защиты коммуникаций от надводных кораблей и подводных лодок, сопровождения и огневой поддержки десанта, несения патрульно-пограничной службы. Его планируется вооружить ударным комплексом Club-N. Минимизации водо­измещения удалось достичь за счет применения более легких и менее энергоемких образцов вооружения. Так, в состав зенитного ракетно-артиллерийского вооружения включен комплекс «Каштан-М». Для стрельбы по надводным, береговым и воздушным целям на корабле установлен комплекс в составе 100-мм артиллерийской установки и радиолокационной системы управления. Противолодочное вооружение включает торпедные аппараты и противолодочный вертолет.

Компоновка главной энергетической установки аналогична корвету водоизмещением около 1800 т. Она позволяет кораблю развивать скорость полного хода 30 узлов и иметь дальность плавания более 4000 миль.

Проектирование и строительство патрульного судна ПС-500 для ВМС Республики Вьетнам положило начало разработке проектов малых корветов водоизмещением около 600 т.

Проектируемые специалистами бюро, эти корветы имеют высокую маневренность, могут эксплуатироваться на мелководье и развивать высокую скорость – до 37 узлов за счет дизель-газотурбинных установок и водометных движителей. Дальность плавания – до 3000 миль. В качестве вооружения на катерах применяются комплекс «Уран-Э», артиллерийские установки калибром 76 или 100 мм, торпедные аппараты, ракетно-артиллерийские установки «Каштан-М» или «Вихрь-К», крупнокалиберные пулеметы.

Имея экспортный портфель заказов, Северное ПКБ, тем не менее, намерено и в будущем укреплять военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами и занимать прочное положение на мировом рынке военно-морской техники. Востребованность его в разработках бюро основана на том опыте, который накоплен и успешно реализуется в целом ряде экспортных проектов и предлагаемых услуг.