Северное ПКБ: от сторожевого корабля до тяжёлого атомного ракетного крейсера!

Журнал «Военный парад», №2 (74), 2006

Одному из ведущих предприятий судостроительной промышленности России, проектанту основных классов боевых надводных кораблей, Федеральному Государственному Унитарному предприятию «Северное проектно-конструкторское бюро» исполняется 60 лет.

С окончанием Великой Отечественной войны перед судостроительной промышленностью СССР была поставлена задача экстренного расширения и наращивания производства. Это было обусловлено как большими потерями во время войны корабельного состава ВМФ, так и прекращением в этот период строительства новых кораблей.

Уже в ноябре 1945 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил первую послевоенную программу развития судостроительной и обеспечивающих отраслей промышленности. Программой, в том числе, предусматривалось образование новых проектно-конструкторских бюро, специализированных по классам проектируемых кораблей. Для проектирования эсминцев и сторожевых кораблей 17 апреля 1946 г. Распоряжением Совета Министров СССР №5134рс было образовано Центральное конструкторское бюро №53, которое в январе 1966 г. было переименовано в Северное проектно-конструкторское бюро (СПКБ).

С самого начала после образования в СПКБ работал ряд выдающихся корифеев-кораблестроителей, начавших свою трудовую деятельность задолго до Великой Отечественной войны: Ю.Г. Деревянко, О.Ф. Якоб, А.Л. Фишер, А.М. Юновидов, Ф.М. Крылов, В.Г. Королевич.

Безусловным лидером среди них был Владимир Александрович Никитин, начавший свой трудовой путь в 1925 г. и внесший неоценимый вклад в становление отечественного надводного кораблестроения.

В течение первых пятнадцати лет коллектив СПКБ пополнился рядом молодых, талантливых специалистов, ставших впоследствии Главными конструкторами проектов, организаторами и руководителями производства.

В результате возник сплав большого практического опыта и молодого творческого энтузиазма. Это определило образование у СПКБ высокого интеллектуального потенциала, намного превышающего тот, который требовался для выполнения задач, определенных Распоряжением СМ СССР об образовании ПКБ. Поэтому совершенно естественно, что, начиная со второй половины 50-х годов, СПКБ стало проектантом не только эсминцев и сторожевых кораблей, но также ракетных крейсеров, больших противолодочных кораблей, тяжелых атомных ракетных крейсеров, а также больших пограничных кораблей.

Созидательная деятельность Северного проектно-конструкторского бюро может быть разделена на три основных направления:

  • проектирование кораблей для отечественного ВМФ;
  • проектирование гражданских судов;
  • работы с Инозаказчиком.

Проектирование кораблей для отечественного ВМФ

При разработке проектов, СПКБ регулярно внедряло на корабли новейшие технические решения, в том числе, не имевшие в то время аналогов, как за рубежом, так и в нашей стране. Все подобные решения являлись принципиальными, определяющими направления дальнейшего развития кораблестроения и впоследствии использовались при разработке новых проектов кораблей разных классов.

Впервые в мировой практике надводного кораблестроения:

  • на ракетных крейсерах типа «Грозный» были размещены одновременно и ударные и зенитные ракетные установки. Это был первый в мире проект, показавший, что на кораблях сравнительно малого водоизмещения возможно размещение большого количества боевых средств, обладающих большой огневой мощью;
  • на больших противолодочных кораблях типа «Комсомолец Украины» в качестве главных двигателей были применены всережимные газотурбинные установки. Эти установки по сравнению с паросиловыми той же мощности обладали меньшей массой и были значительно экономичнее по расходам топлива. Последний фактор позволял существенно увеличить дальность плавания кораблей.

Впервые в практике отечественного надводного кораблестроения:

  • на эсминцах типа «Смелый» корпуса кораблей были выполнены практически полностью сварными, что обеспечило на кораблях всех последующих проектов применение крупноблочных методов строительства;
  • на эсминцах типа «Спокойный» были установлены активные успокоители качки, в виде бортовых управляемых рулей. Эти устройства, впоследствии применялись во всех без исключения проектах и обеспечивали кораблям, как хорошую мореходность, так и возможность использования оружия в штормовых условиях высокой бальности;
  • на эсминцах типа «Гремящий» были размещены ракетные установки, что ознаменовало начало эры применение ракет на отечественных кораблях всех классов;
  • на ракетных крейсерах типа «Адмирал Зозуля» было обеспечено постоянное базирование вертолета в ангаре, со всеми необходимыми средствами эксплуатации;
  • на ракетном крейсере типа «Азов» был установлен ракетный комплекс с размещением подпалубной установки с вертикальным стартом ракет;
  • на сторожевых кораблях типа «Бдительный» главная энергетическая установка включала в себя высокоэкономичную (по расходам топлива) маршевую часть, позволявшую кораблям развивать достаточно большие скорости хода.

Одновременно с разработкой проектов кораблей, специалисты СПКБ оказывали заводам-строителям непосредственную практическую помощь в строительстве и испытаниях кораблей. Таких заводов, с учетом производивших модернизацию кораблей, было 12.

Строительство по проектам СПКБ кораблей, предназначенных для работы в различных климатических условиях, а также тщательное изучение условий их эксплуатации позволили СПКБ приобрести уникальный опыт в создании кораблей, способных надежно и эффективно нести боевую службу во всех районах мирового океана.

Следует отметить, что 70-е и первая половина 80-х годов характеризуется небывалым подъемом в развитии всех отраслей Военно-промышленного комплекса СССР и, в том числе, надводного кораблестроения.

В эти годы для кораблей интенсивно создавались новые ракетные комплексы разного назначения, также артиллерийские комплексы; радиоэлектронные средства военной техники; первая атомная энергетическая установка; средства снижения уровней физических полей, создаваемых кораблями.

В СПКБ в это время одновременно разрабатывалось пять проектов. В ограниченных объемах кораблей размещались новейшие (на головных кораблях – опытные) образцы технических средств всех назначений. Для каждого из них необходимо было обеспечить индивидуальные требования как в размещении относительно других средств, так и в создании условий их работы – от электропитания с необходимыми параметрами до относительной влажности в помещениях. При этом ПКБ работало с несколькими сотнями контрагентов.

Корабли строились одновременно на четырех заводах в трех городах. Ценой неимоверных усилий, на пределе сил и возможностей Северное ПКБ справилось, и в 1980 г. были сданы три головных корабля, четвертый, – в 1982г:

  • тяжелый атомный ракетный крейсер типа «Киров»;
  • большой противолодочный корабль типа «Удалой»;
  • эскадренный миноносец типа «Современный»;
  • ракетный крейсер типа «Слава».

Всего, до начала 90-х годов по 25 проектам СПКБ построено более 300 боевых кораблей различных классов, либо соответствующим лучшим зарубежным образцам своего времени, либо превосходящих их.

Из них более 60 кораблей по 15 проектам уже в период их эксплуатации было модернизировано за счет установки на них созданных к тому времени новейших образцов военной техники.

Два последних корабля третьего поколения, – тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», были достроены и сданы при активном участии специалистов СПКБ в 1998 г. и 1999 г.

Оба эти корабля являются современными кораблями своих классов и гордостью отечественного кораблестроения. По своим корабельным и тактическим качествам, по боевой мощи они по праву могут считаться кораблями ХХI века.

Важным вкладом бюро в возрождение Российского ВМФ является разработка фрегата дальней морской зоны «Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков», закладка которого состоялась 1 февраля 2006 г.

В результате 60-ти летней деятельности Северного ПКБ основу отечественного надводного ВМФ России составляют корабли, построенные по нашим проектам и:

  • оснащенные самым современным оружием и военной техникой;
  • обладающие высокой боевой устойчивостью;
  • имеющие большую дальность плавания и хорошую мореходность;
  • неоднократно совершающие дальние походы как самостоятельно, так и в составе оперативно-тактических групп;
  • способные эффективно решать любые боевые задачи в любых районах Мирового океана;
  • обеспечивающие надежную защиту морских рубежей нашего государства.

Проектирование гражданских судов

Большой объем работ в Северном ПКБ занимает проектирование гражданских судов разного назначения. По нашим проектам в разные годы были построены:

  • серия китобойных судов типа «Мирный»;
  • серия транспортных рефрижераторов типа «Сибирь»;
  • сухогрузные суда типа «Сакала»;
  • контейнеровозы типа «Донбасс»;
  • танкеры-химовозы типа «Иберия»;
  • научно-исследовательские экспедиционные суда «Сергей Вавилов», «Петр Лебедев», «Профессор Визе».

Всего к настоящему времени по 10 проектам построено более 150 судов.

Отдельно необходимо отметить уникальную работу, выполненную специалистами Северного ПКБ в середине 80-х годов, по разработке документации, и по непосредственному участию в реставрации и восстановлении крейсера «Аврора». Это была работа, потребовавшая детального изучения огромного количества архивных и исторических документов, чтобы в результате необходимых восстановительных работ не была бы нарушена историческая правда.

Ответственная задача была успешно решена.

Работы с инозаказчиками

Особое внимание в СПКБ уделяется военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами, начало этому было положено в середине 70-х годов.

Работы с Инозаказчиками ведутся по трем направлениям:

  • проектирование и строительство кораблей и судов в России и передача их Инозаказчику;
  • оказание Инозаказчикам технической помощи в самостоятельном проектировании и строительстве кораблей и судов;
  • проектирование кораблей и судов и передача Инозаказчикам документации для последующего самостоятельного строительства кораблей, при необходимости, – с помощью специалистов СПКБ.

Примерами работ по первому направлению являются:

  • создание и передача Индии в первой половине 80-х годов пяти больших противолодочных кораблей типа «Раджпут». Эти корабли получили высокую оценку индийских специалистов и в настоящее время успешно используются в составе ВМС Индии;
  • создание и передача Китаю в 2000г. двух эскадренных миноносцев типа «Ханчжоу», соответствующих уровню лучших современных образцов. Эти корабли получили высокую оценку китайских специалистов, что послужило основанием для заключения нового соглашения о создании еще двух подобных кораблей.
  • создание и передача Индии в 2003 году трех современнейших фрегатов типа «Талвар», оснащенных новейшими комплексами и системами вооружения.

Примерами работ по второму направлению являются:

  • оказание Индии, начиная с середины 70-х годов, технической помощи в проектировании и строительстве кораблей по шести проектам. По одним из них корабли уже построены и вошли в состав ВМС Индии, по другим – находятся в постройке – на разных стадиях;
  • оказание Китаю, начиная с 2001 г. технической помощи в проектировании и строительстве кораблей по двум проектам.

Примером работ по третьему направлению является оказание Вьетнаму в конце 90-х годов технической помощи в строительстве корабля по проекту, разработанному Северным ПКБ.

Активной, плодотворной и качественной работой СПКБ завоевало большой авторитет в судостроительной отрасли, у ВМФ России и у Инозаказчиков и стало одним из ведущих предприятий в отечественном судостроении.

За большие заслуги, прежде всего, в деле создания современных боевых кораблей, коллектив СПКБ в 1963 г. был награжден орденом Ленина, а в 1985 г. – орденом Октябрьской революции.

Коллективам специалистов Бюро присуждены 4 Ленинских и 7 государственных премий.

Многие сотрудники награждены орденами и медалями СССР и Российской Федерации.

Несмотря на экономические трудности последних десятилетий Северного ПКБ сумело не только сохранить, но и приумножить свой творческий потенциал, техническую базу и создать научно-технический задел на будущее.

Все это обеспечивает Северному проектно-конструкторскому бюро возможность разрабатывать конкурентоспособные проекты кораблей и судов, как на внутреннем, так и зарубежном рынках.

Подводя итоги 60-ти летней деятельности Северного проектно-конструкторского бюро можно с уверенностью сказать, что бюро уверенно смотрит в будущее и будет дальше работать на благо Российского военно-морского флота, разрабатывая современные и высокотехнологичные корабли, не только не уступающие мировым аналогам, но и превосходящие их!