Взгляд в будущее

Журнал «Морской вестник», №1 (17), 2006

В 2006 году исполняется 60 лет со дня основания ЦКБ-53 – ныне ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» (СПКБ). Коллективу СПКБ суждено было стать ведущим конструкторским бюро по надводному кораблестроению.

Первый в мире газотурбинный надводный корабль проекта 61; мощный, с большим модернизационным потенциалом эсминец проекта 41; атомный ракетный крейсер проекта 1144 и другие неординарные корабли – вот вехи 60-летнего пути Бюро.

В наши дни возрождения российского военно-морского флота специалисты Северного ПКБ, достойно продолжая советскую школу создания сложнейших военно-инженерных комплексов, проектируют корабли, отвечающие самым жестким требованиям и условиям эксплуатации, способные выполнять самые разнообразные задачи в любой точке мирового океана. На них предполагается установка новейшего вооружения, радиоэлектронного оборудования, систем и механизмов. Большое внимание уделяется улучшению условий обитания личного состава.

Сегодня Северное ПКБ может представить также и на мировой рынок весь комплекс инжиниринговых услуг по наиболее востребованным классам кораблей – от разработки проектов до комплекта рабочих чертежей для заводов-строителей и технического сопровождения строящихся кораблей, а также оказание учебно-консультационных услуг в подготовке экипажей кораблей, построенных по проектам Бюро.

Особенный спрос на мировом рынке вооружений в ближайшие годы прогнозируется по таким кораблям как эсминцы и корабли «прибрежной зоны» – фрегаты, корветы, боевые катера. С большой долей вероятности можно утверждать, что корабли этих классов в недалеком будущем составят основу большинства флотов мира.

Ориентация многих стран-импортеров надводных кораблей на корабли класса фрегат – многоцелевые корабли водоизмещением 2 000 – 4 000 т понятна и очевидна. Именно фрегаты, по сравнению с надводным кораблями даже более крупного водоизмещения (а следовательно и более дорогими) при минимуме затрат, не менее эффективно решают различные боевые задачи. Это охрана и контроль морских районов в мирное время, а в период локальных конфликтов – противолодочная и противовоздушная-противоракетная оборона как самостоятельно, так и в составе оперативных соединений.

Корветам (сторожевым кораблям водоизмещением 500 – 2 000 т) также отводится важное место в составе современных (особенно «малых») флотов – по экспертным оценкам в ближайшее время они займут до 25% рынка легких надводных кораблей. При дальнейшем развитии образцов вооружения, направленном, прежде всего на снижение их массогабаритных характеристик, корветы также в свою очередь будут развиваться в направлении их позиционирования как многоцелевых корабли, способные решать все задачи, характерные для более крупных надводных кораблей – от ударных задач, до поиска и уничтожения подводных лодок. Последнее становится все более возможным, учитывая способность кораблей небольшого водоизмещения приема на борт легких вертолетов.

С учетом современных тенденций рынка морских вооружений, Северное ПКБ предлагает, в зависимости от необходимости решения отдельных поставленных задач, новый типоряд корветов и патрульных катеров. Все они спроектированы с учетом технологии «Стелс». Применение которой позволяет в максимальной степени снизить радиолокационную заметность корабля, делая его малозаметным для средств обнаружения противника. Это достигается, в том числе, за счет применения оригинальной архитектуры корпуса и надстройки, скрывающей пусковые комплексы ударного и зенитного вооружения, технические средства и оборудование, расположенные на палубе корабля и рядом других мероприятий.

Специалисты Бюро, в ходе нового проектирования надстройки корабля выполняют в виде монолитного единого блока с корпусом с большими углами наклона стенок. Это исключает образование корабельными конструкциями трехгранных радиолокационных отражателей. Сканирующий луч поисковой РЛС противника при этом рассеивается, и отраженный сигнал приходит сильно ослабленным. За счет принимаемых мер, эффективная площадь рассеяния корабля, спроектированного с учетом технологии «Стелс» снижается в несколько раз по сравнению с кораблями традиционной архитектуры аналогичного водоизмещения. Это, в свою очередь, уменьшает дальность обнаружения корабля примерно в полтора раза, повышает эффективность работы активных и пассивных средств радиоэлектронного подавления и существенно увеличивает защищенность корабля от поражения противокорабельными ракетами с радиолокационными головками самонаведения.

Проекты корветов Северного ПКБ имеют и другие отличительные особенности. В том числе это возможность интеграции в систему вооружения российского корвета любых иностранных комплексов вооружения. Однако для этого необходимо выполнение ряда условий. Прежде всего, нужно чтобы они не являлись системооборазующими, т.е. выполняли ограниченные функции. Это могут быть, например, отдельные средства вооружения, управления оружием, комплексы связи. Также, по своим характеристикам (точности, дальности действия, помехозащищенности) иностранные комплексы должны обеспечивать возможность совместного использования со средствами российского производства, а также не требовали значительных конструкционных изменений в российских средствах, с которыми они взаимодействуют, и обладать стандартными цифровыми интерфейсами для сопряжения с российским вооружением. Также должны быть исключены значительные изменения в конструкции корабля.

Возможны интеграция оборудования энергетических установок и энергетических систем западного производства.

На корветах Северного ПКБ могут быть использованы легкие вертолеты как отечественного, так и зарубежного производства. Для этого на кораблях предусматриваются все необходимые для этого средства: взлетно-посадочная площадка, телескопический ангар с гидравлическим приводом открытия ворот (по типу конструкций, применяемых на эсминцах пр.956), устройство транспортировки вертолета с посадочной площадки в ангар и обратно, стартово-командный пункт управления, средства для проведения регламентных работ, устройства хранения и подачи топлива. Типичным представителем этого нового класса кораблей можно считать разработанный Северным ПКБ проект корвет водоизмещением 1 800 т. Он предназначен для ведения активных боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок противника, отражения атак средств воздушного нападения, защиты кораблей и судов на переходе морем, охраны и огневой поддержки десанта, контроля территориальных вод.

Этот корвет обладает широкими боевыми возможностями, оснащен универсальным ракетным комплексом «CLUB-N» с противокорабельными и противолодочными ракетами 3М-54Э с боевой частью массой 200 кг. Противолодочная ракета 91РЭ имеет самонаводящуюся малогабаритную торпеду с глубиной поражения до 600 м.

Для защиты от средств воздушного нападения на дальностях до 40 км на корвете предусмотрен зенитный ракетный комплекс «Штиль-1» с двумя пусковыми установками вертикального старта и новейшей системой управления. Для поражения надводных и береговых целей, а также воздушных низколетящих целей на корабле установлены артиллерийские комплексы калибром 100 и 30 мм с собственной радиолокационной системой управления.

Борьба с подводными целями, помимо ракет, 91РЭ также может осуществляться с помощью обычных торпед и противолодочного вертолета. Для обеспечения взлетно-посадочных операций и хранения вертолета на корабле предусмотрена вертолетная площадка и телескопический ангар.

Оригинальной особенностью корвета является схема компоновки главной энергетической установки. В качестве маршевых двигателей предусмотрены два дизель-редукторных агрегата, работающих на винты фиксированного шага. В качестве форсажного двигателя предусмотрен один газотурбинный агрегат, работающий на бустерную установку. Такое решение позволило достигнуть скорости полного хода 27 уз. и дальности плавания экономическим ходом более 3 500 миль.

Представителем кораблей меньшего водоизмещения считается корвет водоизмещением 1 350 т, предназначенный для охраны судов и коммуникаций от надводных кораблей и подводных лодок, сопровождения и огневой поддержки десанта, несения патрульно-пограничной службы.

В проекте этого корабля предусмотрен тот же ударный комплекс «CLUB-N», что и на корвете водоизмещение 1 800 т, поэтому ударные возможности обоих кораблей одинаковы. Минимизации водоизмещения удалось достичь за счет применения более легких и менее энергоемких образцов вооружения иного назначения. Так в качестве зенитного ракетно-артиллерийского комплекса применен комплекс «Каштан-М» (48 зенитных управляемых ракет и 4 000 30-мм артиллерийских выстрелов).

Для стрельбы по надводным, береговым и воздушным целям на корабле предусмотрен комплекс в составе 100-мм артиллерийской установки и радиолокационной системы управления. Противолодочное вооружение (помимо ракет 91 РЭ) дополняется торпедными аппаратами и противолодочным вертолетом.

Схема главной энергетической установки аналогична таковой у корвета водоизмещением 1 800 т. Она обеспечивает кораблю скорость полного хода 30 уз, и дальность плавания более 4 000 миль.

Экспортный катер проекта ПС-500 положил начало одному из важнейших в наши дни направлений в деятельности СПКБ – разработке проектов патрульных катеров водоизмещением около 600 т.

Катера, проектируемые в настоящее время специалистами Бюро, имеют высокую маневренность, могут эксплуатироваться на мелководье и развивать высокую скорость – до 37 уз. что обеспечивается за счет использования дизель-газотурбинных установок и водометных движителей. Дальность плавания – до 3 000 миль. В качестве ударного ракетного комплекса на катерах применяется комплекс «Уран-Э» (8 противокорабельных ракет с дальностью стрельбы более 100 км), артиллерийские установки калибром 76 или 100 мм, торпедные аппараты, ракетно-артиллерийские установки «Каштан-1» либо «Вихрь-К», крупнокалиберные пулеметы, комплексы обнаружения радиоизлучения и постановки помех, гидроакустическая станция, радиолокационные станции общего обнаружения.

Особенно привлекает потенциальных заказчиков, высокий модернизационный потенциал, которым обладают катера, что, позволяет варьировать состав их вооружения и оборудования в процессе серийного строительства и создавать на единой платформе, в зависимости от поставленных задач и потребностей рынка, корабли различного назначения.

Новым направлением в деятельности Бюро является разработка проектов десантных кораблей. К настоящему моменту разработаны проекты средних десантных кораблей водоизмещением от 1 400 до 1 700 т. для обеспечения высадки десанта и боевой техники на необорудованное побережье при волнении моря до 3 баллов. Дальность плавания при экономическом ходе в 14 уз. составляет порядка 2 500 морских миль десантовместимость пять боевых основных танков (массой до 55 т) и до 200 чел. десанта. Для уничтожения сил противника на берегу при поддержке высадки десанта на корабле предусмотрены две реактивные установки залпового огня «Огонь». Решение задач противовоздушной самообороны осуществляется двумя 30-мм артиллерийскими установками и переносными зенитными комплексами «Игла». Возможна установка на корабле площадки для легкого вертолета, который может существенно расширить возможности обеспечения десантных операций.

Северное ПКБ – это продукция не только военного назначения, но и гражданские суда: сухогрузы, пассажирские суда, быстроходные паромы, катера различного назначения. В новых экономических условиях особенно актуальной стала необходимость гибко реагировать на конъюнктуру рынка, отвечать запросам потенциальным заказчиков, поэтому одними из важных направлений Бюро в настоящее время становится проектирование гражданских судов различного назначения.

Достаточно сказать, что за последние 10 – 15 лет Бюро приобрело определенный опыт в этой области.

Так в период 1994 – 1996 г. в рамках программы «Возрожения флота» Бюро представило более 20 различных технических предложений. Среди них проекты большого морозильного (пр. 70670) и среднего морозильного (пр. 13010) рыболовных траулеров и рефрижератора пр. 12850 (главный конструктор В.П. Мишин, заместитель главного конструктора И.М. Шрамко).

Наряду с проектированием судов Бюро выполнило проектные работы по таким оригинальным сооружениям как Плавучие гостиницы. В 1991 г. под руководством В.Е. Юхнина и В.А. Перевалова было завершено проектирование плавучей гостиницы на 1 800 чел. «JSLAND», а вслед за ней был разработан проект плавгостиницы для р. Волга (главный конструктор В.И. Мутихин).

С образованием после распада СССР северо-западного анклава – Калининградской области – перевозка грузов и пассажиров стала осуществляться в транзитном сообщении через независимые государства Латвию и Литву. В связи с этим назрела необходимость организации круглогодичного паромного сообщения с Калининградом, независимо от политических амбиций сопредельных государств.

В 2002 г. Северное ПКБ при участии и научно-техническом сопровождении ЦНИИ МФ в инициативном порядке разработало предконтрактную документацию на паром нового поколения для работы в Балтийском бассейне (проект ПМ-130/300). Судно предназначается для перевозки подвижного железнодорожного состава (пассажирские и грузовые вагоны, платформы, рефрижераторные секции, цистерны) с шириной колеи 1 435 и 1 520 мм (до 134 вагонов), автотранспорта (до 140 авто трейлеров вместо железнодорожных вагонов), пассажиров в каютах, а также для перевозки опасных грузов, предполагается для эксплуатации на линиях между балтийскими портами России, Германии, Швеции, Финляндии, имеющими специализированные причалы для многоцелевых паромов.

Сложность решения проблемы проектирования быстроходного парома обуславливалась тем, что в отличие от морских грузовых судов, обслуживающих иные транспортно-технологические системы, например пакетные или контейнерные, для железнодорожных паромов особо важную роль приобретает комплексность обоснования архитектурно-конструктивного типа судна, его параметров и характеристик береговых сооружений.

Паром является двухвинтовым судном с двумя грузовыми палубами, с двойными бортами в трюме, с кормовым машинным отделением и кормовым водонепроницаемым закрытием «гильотинного» типа.

Для проведения погрузо-разгрузочных операций на пароме установлено по шесть железнодорожных путей на верхней и главной палубах, стрелочный перевод, системы торможения и крепления вагонов, а также автоматизированная антикреновая система, обеспечивающая при проведении грузовых операциях крен не более 3°.

Судовые помещения оборудуются всем необходимым для комфортного пребывания на судне пассажиров и экипажа.

Главная энергетическая установка, мощностью 23 040 кВт состоящая из двух дизель-редукторных агрегатов, каждый из которых работает на винт регулируемого шага обеспечивает парому скорость около 19 уз.

Особо следует остановиться на обеспечении непотопляемости парома. После аварий и гибели накатных судов (паром «Эстония») ожесточились требования к живучести судов с горизонтальным способом грузообработки. В частности, судно, совершающее регулярные рейсы между портами Балтийского моря должно удовлетворять специальным требованиям Регионального соглашения («Балтийской конвенции») принятым в соответствии с Резолюцией 14 Конвенции СоЛАС-95. При невыполнении этих требований, администрация порта страны, подписавшей Региональное соглашение, вправе не допускать паром к грузообработке.

Выполненные Северным ПКБ расчеты аварийной посадки и остойчивости парома показали, что для внешних торговых линий (с учетом выполнения требований Регионального соглашения) оптимальной загрузкой судна будет такая, когда железнодорожные составы грузятся только на вторую палубу, а на верхней перевозятся накатные грузы. Необходимо отметить, что при такой структуре грузоперевозок отпадает необходимость в двухуровневой береговой эстакаде, что значительно удешевляет портовые терминалы.

На базе парома пр.ПМ-130/300 ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» и ЗАО «ЦНИИ МФ» выполнили предконтрактную проработку парома меньшей грузоподъемности. Судно может перевозить на главной палубе около 30 железнодорожных вагонов и автотранспорт – на верхней (около 200 легковых автомобилей). Несколько меньше и скорость судна – 16 уз.

Также Северным ПКБ разработан ряд контейнеровозов вместимостью от 450 до 1 700 двадцатифутовых контейнеров (TEU) и скоростью хода от 15 до 20 уз. Суда оснащены собственными грузовыми устройствами, что позволяет им производить погрузочно-разгрузочные операции на необорудованном побережье.

Кроме этого, портфель предложений Северного ПКБ составляют сухогрузные суда и танкера (в том числе смешанного плавания) различной вместимости, суда ледового плавания, предназначенные для работы в арктических морях как с обычными винторулевыми комплексами, так и с азимутально-поворотными (АЗИПОД), рефрижераторы, рыболовные траулеры, круизные суда.

Интересен проект пожарного катера. При сравнительно малом водоизмещении (около 200 т) он оснащен тремя лафетными стволами, оснащенные мониторами типа «Пурга-330М» суммарной подачей 45 000 л/мин с дальностью выброса пены до 110 метров и системой водяного орошения, защищающей катер от огня.

Одной из последних работ, воплощенной в металле, стал катер-снабженец буровых платформ, спроектированный для Казахстана (пр. 22180). Катер водоизмещением около 180 т оборудован быстроходным жестко-надувным катером, установленным на кормовом слипе, краном-манипулятором и другим специальным оборудованием. На базе этого проекта возможно создание пожарного, патрульного, лоцманского вариантов и, наконец, разъездного катера с каютами повышенной комфортности для VIP-персон.

Северное ПКБ за свою шестидесятилетнюю историю накопило огромный опыт по проектированию надводных кораблей и судов практически всех классов – от катера до атомного ракетного крейсера.

В современных условиях коллектив Бюро способен оперативно работать с любыми потенциальными заказчиками, максимально учитывая их требования по вооружению и комплектующему оборудованию. Связи СПКБ с зарубежными фирмами, работающими в этих областях, позволяют учесть любые пожелания заказчика, осуществить авторский надзор за строительством и сервисное обслуживание заказа.

Имея обширный портфель заказов, Северное ПКБ, объективно занимает лидирующие места на мировом рынке военно-морской техники. Востребованность этого рынка в проектах ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» основано на том опыте, который был накоплен и сейчас успешно реализуется в целом ряде отечественных заказов, экспортных проектов и предлагаемых услуг.