Военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами
Журнал «Судостроение»
Перспективы современного рынка вооружений приводят к неуклонному росту потребности в проектировании боевых надводных кораблей. На сегодняшний день порядка 180 стран имеют военно-морские силы, однако лишь немногие из них могут самостоятельно проектировать и строить корабли. Подобное положение дел повышает востребованность на мировом рынке конструкторских возможностей инженеров-кораблестроителей, среди которых российские корабелы занимают лидирующие места.
В 1957-1967 гг. на основе межправительственных соглашений в Болгарии, Польше, ГДР, ОАР, Индонезии, Финляндии и Китаю поставлялись корабли проектов Северного ПКБ, в их числе эсминцы пр. 30бис. (30БА, 30БК), 31 и 56А, 61, сторожевые корабли (СКР) пр. 50, причем часть сторожевых кораблей пр. 50 и эсминцев была построена в Китае при технической помощи ЦКБ-53.
На основании распоряжения Совета Министров СССР, Северное ПКБ в 1974-1976 г.г. на базе отечественных кораблей пр.61М разработало проект фрегата пр.61МЭ для Индии, позже классифицированного ВМС Индии как эскадренный миноносец (главный конструктор Б.И. Купенский, затем А.Д. Шишкин, заместители – В.А. Бирман и О.Б. Купенский). С этого момента можно говорить об активизации военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
Корабли пр. 61МЭ оснащены ударным (класса корабль-корабль) ракетным вооружением, зенитным (корабль-воздух), артиллерийскими 76-мм и 30-мм установками, реактивными бомбометными установками и пятитрубным торпедным аппаратом, гидроакустическим комплексом с подкильной и буксируемой антеннами, вертолетом с ангаром в прочном корпусе, а также радиотехническим вооружением и средствами связи.
Пять кораблей этого проекта строились на заводе им.61 коммунара в Николаеве. Головной корабль серии – «Раджпут» был передан ВМС Индии в 1980 г., последний корабль – в 1987 году. Таким образом, впервые в практике отечественного кораблестроения были спроектированы и построены на экспорт корабли большого (около 5 000 т) водоизмещения. Корабли пр. 61МЭ в настоящее время находятся на вооружении ВМС Индии и, как правило, выполняют флагманские функции. Они модернизируются с целью оснащения их новыми противокорабельным и зенитно-ракетным комплексами.
По просьбе индийского правительства и согласно распоряжению Совета Министров СССР, Северное ПКБ совместно с представителями ВМФ определили состав вооружения и военной техники советского производства для установки на кораблях, проектируемых в Индии. В 1984-1986 гг. в Дели были командированы специалисты бюро и контрагентских предприятий для участия в разработке эскизных и технических проектов 15, 16, 25 для ВМС Индии. В дальнейшем, специалисты бюро участвовали в монтаже, наладке, испытаниях вооружения и военной техники отечественного производства, установленных на этих кораблях.
В настоящее время корабли, построенные по пр. 15, 16, 16А, 25 и 25А на индийских верфях при техническом содействии специалистов Северного ПКБ и контрагентов, находящихся в составе ВМС Индии.
В конце 90-х годов ХХ века Северное ПКБ разработало техническую документацию фрегата пр. 11356 (главный конструктор – В.А. Перевалов, заместители – Б.А. Пищугин, А.А. Мизгирев, Г.И. Ивашкин, П.К. Завьялов, А.Л. Рабинов, В.П, Бобровский, В.Б. Федюшин). За основу был взят пр. 11351 сторожевого корабли, созданного в бюро и в конце 70-х годов серийно строившегося для морских частей пограничных войск СССР.
Новый корабль проектировался по заказу ВМС Индии. Одной из его отличительных особенностей стало новое вооружение, образцы которого принимались и испытывались вместе с кораблем. Так, на корабле установлен новый противокорабельный комплекс «Club – N» с универсальной вертикальной пусковой установкой и крылатыми ракетами с отделяющейся на конечном участке траектории полета сверхзвуковой боевой частью и дальностью стрельбы свыше 200 км. Созданный российскими специалистами, он стал первым в отечественной практике ударным комплексом с вертикальным стартом. Новыми стали артиллерийское вооружение – 100-мм артиллерийская установка А-190 с системой управления «Пума» и зенитный ракетный комплекс среднего рубежа «Штиль-1» (ранее не устанавливавшимся ни на одном из российских военных кораблей). Защиту от средств воздушного нападения в ближней и ближайшей зонах обеспечивает зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан».
Противолодочное вооружение фрегата состоит из двух гидроакустических станций (буксируемом и в бульбовом обтекателе), двух торпедных аппаратов и реактивной бомбометной установки. Дополняет противолодочный комплекс вертолет, для постоянного базирования и обслуживания которого предусмотрен ангар.
Главная энергетическая установка корабля состоит из двух маршевых и двух форсажных газовых турбин, причем на малых ходах на оба гребных вала может работать только одна турбина. Этим достигается значительная экономия топлива и моторесурса.
Корпус имеет не совсем традиционный для отечественных кораблей внешний вид. Он проектировался с учетом технологии «Stealth» в целях снижения радиолокационной заметности и, как следствие, имеет надстройку с большими углами завала стенок, интегрированную с основным корпусом. По этому проекту было построено три фрегата на ОАО «Балтийский завод». В настоящее время, также по заказу ВМС Индии, в бюро проектируется новый экспортный фрегат с усиленным составом вооружения.
В 1999-2000 г.г. Северное ПКБ оказывало техническое содействие в проектировании индийскими специалистами корабля пр.17 (главный конструктор – В.А. Бирман, заместитель – О.Б. Купенский). В частности, разработана проектно-конструкторская документация по размещению на корабле российского вооружения.
В 2001 г. военно-морскими силами Вьетнама был принят на вооружение патрульный корабль проекта ФГУП «Северное ПКБ» – ПС-500 (главный конструктор В.И. Мутихин, заместители – А.Ю. Наумов, Ю.А. Чевыренков). Впервые в практике отечественного судостроения для кораблей подобного класса и водоизмещения успешно применили форму корпуса типа «глубокое V», позволившую получить повышенные мореходные качества, а в качестве движителей, впервые, – два водомета большой мощности (по 7 350 кВт каждый) с реверсивно-рулевыми устройствами, что позволило отказаться от рулей. Сочетание новейших достижений в области развития форм корпуса и водометов позволило достичь исключительной маневренности корабля во всем диапазоне скоростей хода (малый крен циркуляции, разворот на «стопе», движение лагом).
Длина корабля составляет 62,0 м, ширина – 11,0 м, водоизмещение – 517 т. На нем установлены: ракетный комплекс «Уран-Э» с системой управления КТ-184Э, 76,2 мм артустановка АК-176М, 30-мм АУ АК-630М1 и переносной зенитный ракетный комплекс «Игла-1Э». Система управления артиллерийскими установками – МР-123-02. В качестве РЛС общего обнаружения используется «Позитив-Э».
В ноябре 1992 г. был подписан указ Президента Российской Федерации о продаже Китаю двух недостроенных эсминцев пр.956, однако реальное проектирование (разработка технического корректированного пр.956Э) началось только в 1997 г. (главный конструктор – И.И. Рубис, заместители – Ю.П. Романов, В.И. Голяк, И.М. Шрамко).
В целом на этих эсминцах сохранилось все основное оборудование проекта 956, но только в экспортном варианте. Принципиально иным было лишь размещение дополнительных средств РЭБ и нового автоматизированного комплекса радиосвязи.
Одновременно с корректировкой технического проекта и выпуском новых рабочих чертежей бюро разрабатывало и передавало заказчику общепроектную эксплуатационную документацию для обучения экипажа.
Контракт предусматривал и порядок передачи построенных кораблей ВМС Китая. Первоначально все испытания должны были проходить под управлением экипажа ВМФ России и заводской команды. Только после этого, включая контрольный выход в море, после ревизии механизмов, корабль передавался китайскому экипажу, подготовка которого велась в училищах и учебных центрах России. В связи с особенностями передачи кораблей их снова ввели в списки ВМФ России под прежними именами – «Важный» (зав. № 878) и «Вдумчивый» (зав. № 879).
30 декабря 1999 г. был подписан приемный акт на первый эсминец для китайских ВМС, а 25 ноября 2000 г. – на второй. ЭМ «Важный» получил наименование «Hangzhou» и бортовой номер 136, а «Вдумчивый» – «Fuzhou» (№ 137).
Следующим экспортным проектом, разработанным Северным ПКБ, стал пр. 956ЭМ модернизированного эсминца, по которому для ВМС Китая строятся также два корабля.
Его наибольшая длина составляет 156,5 м, ширина – 17,2 м, водоизмещение ок. 8 500 т. Паротурбинная энергетическая установка мощностью 73 500 кВт обеспечивает скорость полного хода 32 узла.
Основным вооружением корабля являются: ударный ракетный комплекс «Москит-МВЕ» с двумя счетверенными пусковыми установками, зенитный ракетный комплекс «Штиль-1», двухорудийная 130-мм артиллерийская установка АК-130, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан» с двумя боевыми модулями, два двухтрубных торпедных аппарата, две реактивные бомбометные установки. На корабле предусмотрено базирование одного вертолета Ка-28.
В качестве основного радиотехнического вооружения используются: РЛС «Фрегат-М2ЭМ», КРК «Минерал-МЭ», НРЛС МР-212/201. В носовом бульбовом обтекателе размещен гидроакустический комплекс МГК-335 ЭМ-03.
Новым направлением в военно-техническом сотрудничестве с Китаем стало оказание технического содействия в проектировании строительстве кораблей по темам 968 и 988 в части размещения и интеграции на них вооружения и технических средств российского производства. Данные корабли строятся на верфях в КНР.
В настоящее время Северное ПКБ продолжает работать над проектами эскадренных миноносцев, которые могут быть востребованы как зарубежными заказчиками, так и российским ВМФ. Одна из последних работ – эсминец водоизмещением около 9 000 т. Корабль является многоцелевым и предназначен для борьбы, как с надводными кораблями, так и с подводными лодками.
Ключевыми во многих странах стали программы строительства корветов и фрегатов. Причем первое место по востребованности на рынке заняли корветы.
Учитывая эти обстоятельства, Северное ПКБ уделяет особое внимание разработке проектов многоцелевых корветов водоизмещением от тысячи до двух тысяч тонн, а также легких корветов водоизмещением от 500 до 1 000 тонн, спроектированных с учетом технологии «Стелс». К ним относятся проекты корветов 1350, 1800 и патрульного судна ПС-300.
Многоцелевые корветы могут быть оснащены универсальным ракетным комплексом «Club – N» с противокорабельными и противолодочными ракетами. Для поражения средств воздушного нападения предполагается установка зенитного ракетного комплекса «Штиль» с пусковыми установками вертикального старта и новейшей системой управления. Возможна установка зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан-М». Для стрельбы по надводным береговым и воздушным (в том числе и низколетящим) целям предусмотрены артиллерийские комплексы калибра 100-мм и 30-мм.
В качестве главных энергетических установок используются комбинированные установки, состоящие из дизель-редукторных агрегатов, работающих на винты фиксированного шага и газотурбинных агрегатов, работающих на водометные бустерные установки. Корветы могут достигать скорости полного хода до 30 узлов с дальностью плавания более 4 000 миль и автономностью по запасу провизии до 30 суток.
На проектах легких корветов в качестве комплексов вооружения могут быть установлены: новейший ракетный комплекс «Уран-Э», 76-мм или 100-мм артиллерийские установки, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан–М», 400-мм торпедные аппараты, пулеметы калибра 12,7-мм, комплексы обнаружения радиоизлучения и постановки помех, опускная гидроакустическая станция и трехкоординатный радиолокатор.
Высокий модернизационный потенциал представленных корветов позволяет варьировать состав вооружения в процессе серийного строительства и создавать на единой платформе различные корабли, в зависимости от поставленных задач и потребностей рынка.
Хотелось бы отметить, что на все представленные Северным ПКБ проекты кораблей возможна установка комплексов вооружения и комплектующего оборудования как Российского, так и иностранного производства. Большой опыт сотрудничества в области кораблестроения с зарубежными фирмами позволяет бюро оперативно учитывать любые пожелания заказчика, и обеспечить техническое сопровождение постройки кораблей на Российских верфях и на верфях инозаказчика.