Многоцелевой корабль проекта 21956

Международный журнал «Asian Defence and Diplomacy», февраль 2008 г., Volume 2, Number 1

Сегодня перед военно-морскими силами различных стран ставится целый ряд задач, как военного, так и мирного времени. Иметь военно-морские силы для любого государства является не только задачей престижа, но и реальной необходимостью. Только немногие страны мира сегодня имеют научно-технический и производственный потенциал для самостоятельного проектирования и постройки военных кораблей. ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» занимается и успешно решает эти задачи, вот уже на протяжении более 60 лет.

Постоянно анализируя развитие и потребности рынка военно-морской продукции, а, также используя новые проектные решения и применяя передовые технологии, специалистами СПКБ разрабатываются и предлагаются на экспорт наиболее востребованные проекты боевых надводных кораблей: эсминцы, фрегаты, корветы, средние десантные корабли и катера.

В классе кораблей типа эсминцы СПКБ предлагает эскадренный миноносец проекта 21956 водоизмещением около 9000 тонн. Корабль предназначен для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, обеспечения противолодочной и противовоздушной обороны кораблей и судов при действиях в океанских и морских районах в составе корабельных групп и оперативных соединений.

Корабль выполняет следующие боевые задачи:

  • ведение боевых действий в океанских и морских районах против основных морских сил противника;
  • наблюдение за тактической надводной и подводной обстановкой и сбор данных для применения ударного ракетного и противолодочного оружия;
  • автоматизированная поддержка вертолетов морской авиации, входящих в состав сил, с целью обнаружения надводных и подводных сил противника и применения ударного ракетного и противолодочного оружия;
  • уничтожение надводных кораблей, судов и десантных средств противника;
  • противовоздушная и противокатерная оборона кораблей и транспортов;
  • составление и анализ картины тактической ситуации в реальном времени;
  • огневая поддержка высадки десанта;
  • патрулирование и несение боевой службы, совместно с другими кораблями.

Проект

Корпус корабля выполнен короткополубачным и имеет круглоскулую форму корпуса. В надводной части корпус имеет два слома: первый начинается от транца и исчезает на 1/4 длины корабля от носа, второй проходит под полубаком на уровне верхней палубы. Кормовая оконечность – транцевая, транец имеет сильный наклон вперед, что придает стремительность силуэту корабля. Обводы корпуса и острый форштевень обеспечивают кораблю наилучшие мореходные качества. Конструкция и прочность корпуса, вооружения, механизмов, устройств, систем и дельных вещей не накладывает ограничений на безопасное плавание корабля в штормовых условиях ходами и курсами, допускаемыми по условиям мореходности

Для повышения мореходности, улучшения условий использования вооружения и комфортности экипажа на корабле проекта 21956 установлен успокоитель качки с неубирающимися рулями. По сравнению с ранее применявшимися успокоителями с выдвижными рулями, новый успокоитель представлен в виде единого агрегата и занимает значительно меньшие объемы корабельных помещений.

Мореходность корабля обеспечивает:

  • возможность безопасного плавания;
  • способность длительного поддержания хода на сниженных скоростях и управляемость достаточную для маневрирования относительно ветра и волн на всех морских и океанских театрах при любом состоянии моря и ветра;
  • использование вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря не выше 5 баллов.

Погреба хранения ударных и зенитных ракет размещаются в носовой и кормовой оконечностях корабля в подпалубном исполнении. Погреба имеют конструктивную защиту.

Оптимальное размещение радиолокационных станций на фок-мачте и грот-мачте позволяют использовать корабельную радиолокацию с максимальными тактико-техническими характеристиками.

Для хранения и технического обслуживания вертолета в кормовой оконечности корабля предусмотрен ангар и вертолетная площадка, предназначенной для приема вертолетов весом до 12,5 т.

В носовой части корабля расположен бульбовый обтекатель, в котором размещается гидроакустический комплекс, позволяющий обнаруживать подводные лодки и торпеды.

Облик перспективного корабля определяется новыми разработками комплексов вооружения, направленными на дальнейшее повышение их эффективности с тенденцией ограничения массогабаритных характеристик. Последний показатель играет существенную роль, поскольку позволяет удержаться в заданном диапазоне водоизмещения корабль данного класса. Перспективный эсминец можно рассматривать как многоцелевой корабль, на котором будут реализовываться достижения как в области создания новых образцов вооружения, корабельной энергетики, мероприятий по снижению заметности, так и целого ряда других факторов.

Поля

Физические поля корабля минимизированы в первую очередь для того, чтобы повысить эффективность мер маскировки. Что касается надводной части корабля, то можно сказать, что предусмотрено снижение эффективной поверхности рассеивания, которая обеспечивается оригинальной архитектурой корпуса и надстройки, а также рядом других мероприятий, вследствие чего эффективная поверхность рассеивания снижается в несколько раз по сравнению с кораблями аналогичного класса традиционной архитектуры. Это в свою очередь, уменьшает дальность обнаружения корабля радиолокационными станциями противника, а также повышает эффективность работы активных и пассивных средств радиоэлектронного противодействия. Конструктивные мероприятия по снижению заметности совместно с применением радиоэлектронного вооружения и зенитных огневых средств эсминца существенно увеличивает защищенность корабля от поражения противокорабельными ракетами.

Размещение антенн радиотехнических средств и стрельбовых комплексов выполнено с учетом необходимости обеспечения наилучших диаграмм обзора. Для обеспечения электромагнитной совместимости радиолокационных станций и систем управления зенитными и артиллерийскими комплексами, системами РЭП установлена система обеспечения коллективной защиты корабельных радиотехнических средств.

Боевая система

Одним из важнейших показателей в повышении боевого управления является автоматизация планирования и централизация в управлении совместным боевым применением оружия, что позволяет максимально реализовать его боевые возможности и повысить эффективность его совместного боевого применения. Для реализации этих задач на корабле установлена боевая информационно-управляющая система (БИУС).

Предусмотрена система взаимного обмена информацией, что дает возможность осуществлять обмен информацией с надводными и воздушными носителями вооружения. Сбор и распределение оперативной информации между конкретными адресатами выполняет БИУС.

Главной отличительной особенностью проекта является использование широкой компьютерной сети с резервными информационными шинами, что обеспечивает повышенную степень живучести по сравнению с обычными централизованными компьютерными системами.

Кроме обеспечения решения боевых задач, система легка в обслуживании и не вызывает большого напряжения у личного состава во время работы. Это требование выполняется с помощью имитаторов, предназначенных для тренировок личного состава, общего системного контроля, автоматизации систем управления оружием и эффективных средств связи.

Отображение тактической обстановки

Воздушные и надводные цели могут быть обнаружены с помощью многофункциональных РЛС типа «Фрегат» и «Риф-М», оснащенных фазированными антенными решетками. С целью решения задач целераспределения и выдачи данных целеуказания огневым средствам корабля предусмотрена единая система обработки радиолокационной информации «Пойма-Э».

Надводные цели могут быть обнаружены радиолокационным комплексом «Минерал-МЭ», корабельным вертолетом Ка-31, навигационными РЛС и двумя электронно-оптическими визирами.

Подводные цели могут быть обнаружены гидроакустическим комплексом «Заря-МЭ-03», гидроакустической станцией «Виньетка-МЭ» и противолодочным вертолетом Ка-28.

Вооружение

Основным видом ударного ракетного оружия проекта 21956 является интегрированная ракетная система «Club-N», предназначенная для поражения крупных надводных целей на больших дальностях.

В состав системы «Club-N» входит подпалубная пусковая установка 3С-14Э вертикального старта на 16 ракет 3М-54ТЭ и система управления стрельбой 3Р-14Н.

Отличительными особенностями комплекса являются:

  • большая дальность действия (до 220км), позволяющая совмещать тактические и оперативные возможности с возможностью выполнять функцию сдерживания;
  • отделение на конечном участке полета боевой ступени, которая имеет скорость полета не менее 700 м/с и высоту полета боевой ступени при подходе к цели 5-10 метров;
  • высокая вероятность самонаведения крылатой ракеты (КР) 3М-54ТЭ на конечном участке полёта, высокая помехозащищённость ГСН, и её избирательность;
  • возможность выбора маршрута полёта КР, в том числе и направления подхода КР к цели;
  • возможность автоматизированного планирования боевого применения КР с расчётом основных показателей эффективности стрельбы (вероятности досягаемости, вероятности обнаружения МЦ ГСН, расчётом количества КР, необходимого для достижения заданного уровня поражения и т.д.).

Для стрельбы по подводным лодкам всех типов на корабле предусмотрены две ракетно-торпедные-пусковые установки, в которых размещаются противолодочные ракеты 91РЭ1 или универсальные торпеды УГСТ или УЭТТ.

Использование противолодочных ракет 91РЭ1 (91РТЭ2) в составе интегрированной ракетной системы «Калибр-НКЭ» расширяет зону досягаемости подводных лодок, при сохранении достаточно высокой вероятности её поражения, что повышает боевые возможности при решении задач противолодочной обороны охраняемых кораблей (судов).

Противолодочные ракеты вертикального старта 91РТЭ2 могут быть размещены в унифицированной пусковой установке 3С-14Э. Загрузка ракет 3М-54ТЭ или 91РТЭ2 в пусковую установку определяется задачами боевого использования корабля.

Интегрированная ракетная система «Калибр-НКЭ», в состав которой входит универсальная корабельная система управления стрельбой 3Р-14Н, позволяет управлять и ударным, и противолодочным оружием, а также и противоторпедным оружием.

Для отражения атак самолетов-носителей на больших дальностях с целью отдаления рубежей применения авиационного оружия, авиационных и противокорабельных крылатых ракет, противорадиолокационных ракет на корабле установлен зенитный ракетный комплекс «Риф-М».

Запуск ракет будет производиться из пусковых установок вертикального старта, состоящих из шести поворотных барабанов, каждый их которых рассчитан на 8 ракет 48Н6Е2 с зоной поражения до 150км или на 32 ракеты 9М96Е с зоной поражения до 40км (пакет из четырех ракет 9М96Е загружается вместо одной ракеты 48Н6Е2)

Для отражения атак противокорабельных ракет в ближней зоне на корабле установлен ЗРАК «Каштан-М». Зона поражения комплексом до 10км.

Для стрельбы по морским и береговым целям, а также огневой поддержке при высадке десанта на корабле устанавливается артиллерийский комплекс 130-мм калибра АК-130 с дальностью стрельбы до 23км.

Для ведения радиоэлектронной борьбы в составе вооружения корабля предусмотрены комплекс радиоэлектронного подавления ТК-25Э и комплекс выстреливаемых помех КТ-308-5.

Главная энергетическая установка

Газотурбинная установка представляет собой единый агрегат, включающий в свой состав две маршевые и две форсажные турбины, маршевые редукторы и маршевую редукторную приставку.

Предусмотрена работа любым маршевым двигателем на оба валопровода через маршевые редукторы и подключаемую к ним маршевую редукторную приставку.

Суммарная мощность газотурбинного агрегата составляет 74 000 л. с. (54420 кВт), что позволяет кораблю развивать ход 30 узлов. Дальность плавания около 5800 миль.

Электроэнергетическая установка

Для питания электроэнергией корабельных механизмов и устройств, обеспечивающих движение и управление корабля, комплексов и систем вооружения, средств борьбы за живучесть, а также бытовые нужды личного состава на корабле предусмотрена электроэнергетическая установка, состоящая из 4-х дизель-генераторов суммарной мощностью 5000 кВт и одного автономного дизель-генератора мощностью 600 кВт.

Жилые помещения

На корабле предусмотрены жилые помещения (включая помещения летных экипажей) для размещения около 300 членов экипажа. При данной численности экипажа обеспечивается автономность корабля 30 суток. Жилые помещения обеспечивают нормальный отдых личному составу в течение всего периода нарождения корабля в море. Каюты офицеров снабжены отдельным санузлом.

На корабле также предусмотрены медицинские и санитарно-гигиенические помещения.

Перспективный эсминец проекта 21956 по боевым возможностям превосходит аналогичные корабли такого же класса. Это достигается за счёт установки на нём новых интегрированных многофункциональных комплексов вооружения, которые по своим тактико-техническим характеристикам и тактическим свойствам отвечают современным требованиям, предъявляемым к корабельному вооружению.

Заложенные в проекте инженерные решения и высокий модернизационный потенциал могут быть базовыми для создания новых вариантов, максимально учитывающих требования заказчика.