Экспортный потенциал Северного ПКБ

Журнал «Военный парад», №3 (75), 2006

Сегодня перед военно-морскими силами ставится целый ряд задач, как военного, так и мирного времени. Иметь военно-морские силы для любого государства является не только задачей престижа, но и реальной необходимостью. Только немногие страны мира сегодня имеют научно-технический и производственный потенциал для самостоятельного проектирования и постройки военных кораблей. ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» занимается и успешно решает эти задачи, вот уже на протяжении почти 60 лет. Сегодня Северное ПКБ является ведущей фирмой России по проектированию боевых надводных кораблей – крейсеров, эсминцев, фрегатов, корветов и катеров, как для нужд отечественного ВМФ, так и для ВМФ других стран, в рамках военно-технического сотрудничества. По его проектам построено более 550 кораблей и судов суммарным водоизмещением около 1,5 млн. тонн.

Северное ПКБ организовано в системе судостроительной промышленности 22 апреля 1946 г. и было ориентировано на проектирование эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей нового типа. К концу 70-х годов СПКБ разработало проекты эсминца типа «Современный», большого противолодочного корабля типа «Удалой», ракетного крейсера типа «Слава» и тяжелого атомного ракетного крейсера типа «Адмирал Ушаков», не имеющего аналогов в мире.

Большим достижением бюро за последнее время является создание кораблей 3-го поколения: ТАРКР «Петр Великий» и большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко», получившие высокую оценку во всех авторитетных изданиях в области военного кораблестроения.

Особое внимание уделяется развитию военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в сфере военно-морской техники. Начало этому сотрудничеству положено в 1975 г. после заключения контракта на строительство фрегатов проекта 61МЭ на верфях СССР. Головной корабль серии из 5 единиц (фрегат «Раджпур») был передан индийским ВМС в 1980 г.

Начиная с 80-х годов, Северное ПКБ оказывало техническое содействие в разработке проектной документации для серии фрегатов, строящихся на зарубежных верфях. Учитывая успешный опыт этого сотрудничества, сегодня бюро расширяет такую сферу деятельности, как техническое содействие в разработке технической документации с последующим строительством кораблей на верфях других государств.

В рамках военно-технического сотрудничества с Китайской народной республикой, Северным ПКБ был разработан проект эскадренного миноносца пр.956Э, на базе эсминца типа «Современный», по проекту которого было построено 17 кораблей для отечественного ВМФ. Эсминец имеет водоизмещение около 7 000 т и оснащен противокорабельным комплексом «Москит-Е» с двумя пусковыми установками и многоканальным зенитным комплексом средней дальности «Штиль-Э». В настоящее время построено и передано заказчику 2 корабля этого проекта. По результатам успешного сотрудничества с КНР в области разработки и передачи 2-х эсминцев пр.956Э, был заключен новый контракт на проектирование и строительство еще двух эсминцев пр.956ЭМ с усовершенствованными комплексами ударного вооружения, коллективной защиты, гидроакустики и многого другого.

Постоянно анализируя развитие и потребности рынка военно-морской продукции, а также используя новые проектные решения и применяя передовые технологии, специалистами СПКБ разрабатываются и предлагаются на экспорт наиболее востребованные проекты боевых надводных кораблей: эсминцы, фрегаты, корветы, средние десантные корабли и катера.

В классе кораблей типа эсминцы, Северное ПКБ предлагает эскадренный миноносец пр. 21956 водоизмещением около 9 000 т. Корабль предназначен для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, обеспечения противолодочной и противовоздушной обороны кораблей и судов при действиях в океанских и морских районах в составе корабельных групп и оперативных соединений. В качестве ударного оружия на нем предусмотрена установка интегрированной ракетной системы «Калибр-НКЭ». Для обеспечения противовоздушной обороны предусмотрено размещение зенитно-ракетного комплекса «Клинок» и зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан-М». Также на корабле размещено противолодочное (2 ТПУ/4), противоторпедное (комплекс «Пакет-Э/НК»), радиотехническое и гидроакустическое вооружение.

Северным ПКБ разработан и передан заказчику (ВМС Республики Индия) принципиально новый фрегат пр. 11356. Эти корабли имеют широкие боевые возможности, отличные мореходные качества, малую шумность и просты в техническом обслуживании. Главная особенность экспортного фрегата заключается в комплексе его вооружения. Это первый в мире боевой корабль, оснащенный ударным противокорабельным комплексом «Club-N» c ракетами ЗМ-54Э, имеющими отделяемую на конечном участке траектории полета сверхзвуковую боевую часть, с дальностью стрельбы до 220 км. На корабле установлено новейшее артиллерийское и зенитное вооружение, противолодочные системы и другие средства обороны, предусмотрен ангар для палубного вертолета.

Программы строительства корветов и фрегатов стали ключевыми во многих странах. Причем первое место по востребованности на рынке заняли корветы. Эти корабли могут выполнять функции флагманского корабля тактической группы и взаимодействовать с другими кораблями, пунктами управления и летальными аппаратами, решая при этом следующие задачи: обеспечение активных боевых действий, безопасности судоходства, поддержания благоприятного оперативного режима, охраны и защиты государственных границ, несение патрульной службы.

Следует ожидать, что перспективные корветы получат дальнейшее развитие как многоцелевые корабли, на которых будут реализованы достижения, как в области создания новых образцов вооружения, корабельной энергетики, мероприятий по снижению заметности, так и целого ряда других факторов.

Учитывая все эти обстоятельства, а также потребности рынка, Северное ПКБ уделяет особое внимание разработке проектов многоцелевых корветов водоизмещением от тысячи до двух тысяч тонн, а также легких корветов водоизмещением от 500 до 1 000 тонн, спроектированных с учетом технологии «Стелс». Малая заметность этого класса кораблей обеспечивается оригинальной архитектурой корпуса и надстройки, а также рядом других мероприятий, вследствие чего эффективная поверхность рассеивания снижается в 4-6 раз по сравнению с кораблями аналогичного класса традиционной архитектуры. Это в свою очередь уменьшает дальность обнаружения в 1,4 – 1,6 раза, а также повышает эффективность активных и пассивных средств радиоэлектронной борьбы и существенно увеличивает защищенность корабля от поражения противокорабельными ракетами с радиолокационными головками самонаведения.

Многоцелевые корветы обладают широкими боевыми возможностями и могут быть оснащены универсальным ракетным комплексом «Club-N» с противокорабельными и противолодочными ракетами. Для поражения средств воздушного нападения предполагается установка зенитно-ракетный комплекс «Штиль» с пусковыми установками вертикального старта и новейшей системой управления. Для минимизации водоизмещения возможна установка более легких и менее энергоемких видов вооружения, в частности зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан-М». Для стрельбы по надводным береговым и воздушным (в том числе и низколетящим) целям предусмотрены артиллерийские комплексы калибра 100 мм и 30 мм. Для борьбы с подводными целями корвет может быть оснащен торпедными аппаратами калибра 400мм, системой противоторпедной защиты «Пакет», а также противолодочным вертолетом типа Ка-28. В качестве главной энергетической установки используется установка, состоящая из двух маршевых дизель-редукторных агрегатов, работающих на винты фиксированного шага и форсажной части, состоящей из газотурбинного агрегата, работающего на бустерную установку. Корветы могут достигать скорости полного хода до 30 узлов с дальностью плавания более 4000 миль и автономностью по запасу провизии до 30 суток.

Проекты легких корветов имею ряд отличительных свойств. Они высокоманевренные, могут использоваться на мелководье, развивать скорость до 35-40 узлов за счет использования дизель-газотурбинных установок и водометных движителей и иметь дальность плавания более 3 000 миль. В качестве комплексов вооружения на них могут быть установлены: новейший ракетный комплекс «Уран-Э», 76мм или 100 мм артиллерийские установки, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан–М», 400 мм торпедные аппараты, пулеметы калибра 12,7 мм, комплексы обнаружения радиоизлучения и постановки помех, опускная гидроакустическая станция и трехкоординатный радиолокатор.

Высокий модернизационный потенциал представленных корветов позволяет варьировать состав вооружения в процессе серийного строительства и создавать на единой платформе различные корабли, в зависимости от поставленных задач и потребностей рынка.

Ещё одним важным направлением в области проектирования бюро, является разработка проектов средних десантных кораблей, водоизмещением от 1 400 до 1 700 тонн. Корабли предназначены для обеспечения высадки десанта и боевой техники на неподготовленный берег при волнении моря до 3 баллов. Десантовместимостью – до 5 танков (весом до 55 тонн) и до 200 человек десанта. На кораблях могут быть установлены: пусковые установки «Огонь» для подавления и уничтожения сил противника на берегу, для обеспечения противовоздушной обороны 30 мм артустановки и переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла». Дальность плавания экономическим ходом 14 узлов – около 2500 миль.

Хотелось бы отметить, что на все представленные Северным ПКБ проекты кораблей возможна установка комплексов вооружения и комплектующего оборудования как Российского, так и иностранного производства. Большой опыт сотрудничества в области кораблестроения с зарубежными фирмами позволяет бюро оперативно учитывать любые пожелания заказчика, и обеспечить техническое сопровождение постройки кораблей на Российских верфях и на верфях инозаказчика.

Высокий научно-технический потенциал, современная производственная база, а также налаженные связи с ведущими научно-техническими центрами и судостроительными компаниями позволяют бюро создавать высокотехнологичные, наукоемкие и конкурентоспособные образцы военной техники в области кораблестроения, а также оперативно реагировать на требования времени и потребности как Военно-Морского флота России, так и флотов иностранных государств.