Северное ПКБ коммерческому флоту
Журнал «Экспо новости», №9, 2005
Северное проектно-конструкторское бюро (СПКБ) является ведущим разработчиком в России боевых надводных кораблей – крейсеров, эсминцев, фрегатов и корветов, как для отечественного ВМФ, так и для ВМФ других стран, в рамках военно-технического сотрудничества.
Наряду с военными проектами бюро ведет активную работу по проектированию кораблей и судов для гражданского флота: сухогрузных и научно-исследовательских судов, танкеров и траулеров, специальных судов и многофункциональных катеров. За почти 60-летнюю историю бюро, спроектировано и построено более 550 кораблей и судов суммарным водоизмещением около 1,5 млн. тонн, из них более 150 – для гражданского флота.
В начале 50-х годов в бюро проектируется первый корабль гражданского назначения – китобойное судно проекта 393, по которому на судостроительном заводе им. 61 Коммунара (г. Николаев, Украина) было построено 99 кораблей для китобойной флотилии СССР. На этом же заводе были построены 35 транспортных рефрижераторов проекта 569А для Востокрыбхолод флота и 5 судов для социалистических стран Восточной Европы, спроектированные специалистами Северного ПКБ. По конструкторской документации бюро были построены научно–исследовательские экспедиционные суда: «Сергей Вавилов», «Петр Лебедев», «Профессор Визе».
Начиная с 1989 года в условиях общего спада работ в области военного кораблестроения для сохранения научно-технического потенциала и основного ядра коллектива, имеющего высокую квалификацию, Северное ПКБ стало расширять сферу своей деятельности в области проектирования гражданских судов.
Коммерческое судостроение на сегодняшний день занимает в программе предприятия значимое место. В этой области ведется сотрудничество как с российскими, так и с иностранными заказчиками.
В 1991 году специалисты бюро разработали рабочие чертежи танкера-химовоза проекта 90101 дедвейтом 5 800 т, строительство которого осуществлялось на Балтийском судостроительном заводе. Головное судно этого проекта было передано заказчику в 1995 году. В это же время для судостроительного завода «Северная верфь» был разработан проект многоцелевого сухогрузного судна 15760 дедвейтом 6 800 т. Головное судно было передано заказчику в 1994 году.
Для эстонского морского пароходства в 1993 году Северное ПКБ разработало проект многоцелевого сухогрузного судна, дедвейтом 12 000 т. Суда данного проекта строились на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Головное судно было передано заказчику в 1995 году. Большинство из построенных судов было приобретено иностранцами, и теперь успешно эксплуатируются в торговых флотах Германии, Австрии и Эстонии.
В настоящее время на судостроительном заводе «Зенит» (республика Казахстан) по проекту Северного ПКБ ведётся строительство современного и перспективного быстроходного судна снабжения проекта 22180. Судно предназначено для пресечения противоправной и террористической деятельности, экологического мониторинга морских и прибрежных акваторий, доставки грузов и персонала на буровые платформы, поисково-спасательных работ в открытом море при волнении до семи балов.
Руководствуясь полученным опытом проектирования и постройки кораблей практически всех классов и любого водоизмещения, сегодня Северное ПКБ предлагает проекты современных судов различного назначения, водоизмещения и дедвейта. Работая с российскими и зарубежными заказчиками, бюро представляет весь комплекс инжиниринговых услуг: разработку проектов кораблей и судов; техническое содействие в проектировании, строительстве и эксплуатации кораблей и судов; авторский надзор за строительством и эксплуатацией продукции, производимой по технической документации, разработанной СПКБ.
Для выпуска технической документации и создания электронных макетов помещений, в бюро используется система автоматизированного проектирования FORAN V-50, которая успешно применяется в работе с верфями.
Многолетние налаженные связи Бюро с ведущими научно-техническими центрами и судостроительными компаниями позволяют создавать современные, высокотехнологичные, надёжные и конкурентоспособные корабли и суда.
Северное проектно–конструкторское бюро всегда готово рассмотреть любые предложения по совместной работе в области проектирования, строительства, эксплуатации и переоснащения судов с учетом требований заказчика.