По жизни – с «Корабелкой» в сердце

Журнал «Петербург – морская столица России»

ФГУП «Северное ПКБ» – ведущая фирма России по проектированию боевых надводных кораблей: эсминцев, фрегатов, корветов, катеров. За многолетнюю творческую работу коллективу проектно-конструкторского бюро присуждены четыре Ленинских и девять Государственных премий. А четыре пятых коллектива составляют выпускники ЛКИ (нынешнего СПбГМТУ)… О роли этого вуза в жизни выпускников, о прошлом и настоящем Северного ПКБ рассказывают руководители и ведущие специалисты предприятия.

Вопрос: Какие задачи стояли перед ФГУП «Северное ПКБ» при создании, и какова роль личности в становлении бюро?

В.И. Спиридопуло: – Бюро наше было создано по решению советского правительства в 1946 году, в апреле месяце. Стране нужны были большие боевые надводные корабли, и наша деятельность началась с их проектирования. За годы работы реализованы сотни проектов – от кораблей водоизмещением 200 тонн до атомных крейсеров водоизмещением до 25 тыс. тонн. Основу флота Советского Союза и России составляют корабли, спроектированные «Северным ПКБ». Большой опыт у нас и в проектировании гражданских судов: рефрижераторов, балкеров, наволочников, танкеров по перевозке химических продуктов, научно-исследовательских судов.

В.Е. Юхнин: – Все достижения в нашей работе, прежде всего, заслуга людей, которые внесли неоценимый вклад в становление бюро. Это первый начальник Северного бюро, Деревянко Юрий Гаврилович. Он руководил Северным ПКБ в его бытность ЦКБ-53 – с 1946 по 1951 год. Это первый главный инженер и главный конструктор Владимир Александрович Никитин. Его труды до сих пор используются в производственном процессе. Человек этот – известная личность в нашей области. Выдающаяся роль в развитии и становлении бюро принадлежит и другим ярким личностям. Это Орест Федорович Якоб, Василий Гаврилович Королевич, Арвед Людвигович Фишер, Николай Павлович Соболев, Евгений Иванович Третников, Борис Израилевич Купенский… Давайте, коллеги, помогайте, вспоминайте, кого я не назвал.

В.П. Мишин: – Рубис Игорь Иванович

В.Е. Юхнин: – Алексей Иванович Таптыгин, Александр Константинович Шныров. Большинство из них – выпускники «Корабелки»,…

В.А. Перевалов: – главный инженер и главный конструктор Василий Федорович Аникиев

В.П. Мишин: – главный инженер Александр Александрович Терентьев; Герой социалистического труда, главный инженер и главный конструктор, начальник бюро с 1958 по 1979 год Александр Кузьмич Перьков

В.Е. Юхнин: – Целая плеяда, не побоюсь этого слова – выдающихся специалистов! Многие награждены орденами, медалями, удостоены званий лауреатов Ленинских и Государственных премий. Люди – это целая история! И нужно сказать, что бюро всегда было своего рода кузницей кадров для отрасли. Из «Северного ПКБ» уходили на руководящие посты в другие организации: руководителями институтов, главными инженерами КБ, в Центральный аппарат, в ЦК КПСС, в аппарат министерства. Григорий Васильевич Романов, член политбюро, у нас работал. Наши выпускники представлены очень достойно.

Вопрос: Есть ли особые отличия «СПКБ» от других ПКБ, работающих в этой области.

В.А. Перевалов: – Это наш коллектив и его добрые, устоявшиеся традиции, которые передаются из поколения в поколения. Кто бы, где ни работал, приходят к нам и отмечают это.

В.Е. Юхнин: – У нас всегда была система преемственности поколений. Скажем, работает группа главных конструкторов – заслуженные, опытные люди. Они берут в свою группу молодого выпускника и начинают его готовить. Постепенно старые кадры уходят на вторые роли, уступая место молодежи. То же самое происходит в отделах. Это и есть система преемственности, которую мы поддерживаем.

Вопрос: Каким образом предприятию удалось благополучно перейти на рыночные отношения?

В.А. Перевалов: – Было время, когда обстановка у нас складывалась тяжелая, даже лозунг был: «Всем искать работу!». И все искали работу, то есть заказы. Огромная ответственность легла в тот период на наших руководителей, на Владимира Евгеньевича Юхнина и Владимира Ильича Спиридопуло. С достаточным риском они нашли пути решения проблем. И мы выжили.

Позднее перед нами встала еще одна стратегическая задача: нужно было компьютеризировать бюро. Успешное решение проблем и задач позволяет нам уверенно смотреть в будущее, получать заказы, платить людям достойную зарплату.

В.И. Спиридопуло: – Если вспомнить начало 90-х годов, то мы, наверное, правильно сориентировались. Когда гособоронзаказ приближался к нулю, мы пошли в коммерческое судостроение. На этом и продержались. Мы выполнили ряд коммерческих заказов: танкеры по перевозке химических продуктов для Германии; балкеры для эстонского пароходства и Австрии. А затем в истории «СПКБ» началась тематика активного военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, строительство не только в России, но и на зарубежных верфях. В результате удалось не просто сохранить основу коллектива, но и преумножить его. К нам пришли лучшие выпускники профильных вузов, включая «Корабелку».

Вопрос: С какими проектами связаны самые яркие воспоминания и почему?

В.П. Мишин: – Самые яркие воспоминания связаны с периодом, когда у нас одновременно шли четыре проекта для военно-морского флота. Тогда был еще Советский Союз. Мы работали над эсминцем проект 956, тяжелым атомным ракетным крейсером «Киров». За ним пошла серия еще трех кораблей. Затем ракетный крейсер «Слава», проект 1164 – четыре корабля, проект большого противолодочного корабля 1155, пять фрегатов для Индии 61МЭ и еще пограничные корабли. Это был самый насыщенный период в истории бюро…

В.И. Спиридопуло: – Середина 70-х начало 80-х годов считается застойным временем, но – не для нас. У нас застоя никакого не было…

В.П. Мишин: – и строили мы тогда на всех верфях Советского Союза. Половина бюро сидела в командировках…

В.И. Спиридопуло: – не сидела, а работала (все смеются)!

В.П. Мишин: – Вообще это был самый насыщенный период в истории бюро.

В.И. Спиридопуло: – Поддерживаю Валентина Петровича, и хотел бы еще отметить, что мы работали не только над созданием кораблей, но и над их боевыми качествами, над их безопасностью.

Вот и я работал тогда на полигонах и отрабатывал взрывопожарозащиту надводных кораблей, ракетных погребов и, конечно, достаточно большой период жизни прошел в этих испытаниях. Он и запомнился мне навсегда.

В.А. Перевалов: – Вы рассказывали, а я думал, что же для меня было самым ярким. Пожалуй, это вообще проведение испытаний корабля, итог всего. Мне довелось много на них побывать и, особенно на проведении мореходных испытаний. А было это самым ярким воспоминанием потому, что нужно делать замеры и фотографии, а я качку не переношу…. Сдача корабля – подведение итогов, когда добиваешься того, что нужно и чего хотел. И это как-то так приятно…

В.Е. Юхнин: – Мои коллеги правильно говорят о тех тяжелых временах. Я сейчас с гордостью и …ужасом вспоминаю, как на пяти судостроительных заводах Советского Союза одновременно строились пять головных кораблей: Атомный крейсер «Киров», ракетный крейсер «Слава», большой противолодочный корабль «Удалой», эскадренный миноносец «Современный». Кроме этого пограничный сторожевой корабль 11351 и фрегат для Индии пр.61МЭ. Шесть даже. Одновременно шесть головных кораблей! Думаю сейчас иногда: «Как мы это все тогда сделали?!» …Только энтузиазм, только самоотверженность, безотказность людей, понимание важности того, что мы делали. А мы все-таки создавали большой флот Советского Союза. То время во всей истории России было наиболее плодотворным, результативным.

Вопрос: Над чем сегодня работает коллектив Северного ПКБ?

В.Е. Юхнин: – Как модно говорить сегодня, вектор развития у нас положительный. После длительного застоя в отечественном военно-морском флоте страна поднимается, появляются деньги. Сейчас мы создаем корабль следующего поколения для российского военно-морского флота из распространенного класса фрегатов. Это приятное событие. Десять лет мы трудились на экспорт и сам факт того, что работаем, наконец-то, для России, для российского военно-морского флота, благоприятно воздействует на умы и сердца. Мы часто приглашаем в бюро наших пенсионеров, ветеранов. И один из первых вопросов у них: «Когда же для нашего флота что-то делать будете?» Теперь мы с гордостью можем ответить: «Ваши дела продолжаются, заветы выполняются! Не беспокойтесь. Бюро способно выполнить на современном, самом хорошем уровне абсолютно любые заказы и для России в первую очередь..»

Мы нисколько не отстаем от мирового уровня и используем самые современные технологии, такие, как, например, Stealth, CALS.

В.И. Спиридопуло: – Хочу немного добавить. Немаловажное значение в деятельности бюро имеет экспортная составляющая. Сегодня мы выполняем рабочий проект судна снабжения для буровых платформ для Казахстана. Оно уйдет на Каспий. С участием нашего коллектива и коллег из Индии, в этой стране ведется работа над фрегатом, ведутся два проекта эскадренных миноносцев, строящихся в Китае, а также два эскадренных миноносца проекта 956 ЭМ для Китая на Северной верфи. Это работа сегодняшнего дня.

В бюро имеется мощная система автоматизированного проектирования – САПР “FORAN V50”.

То есть, мы используем новые технологии, повышающие качество работы и позволяющие конкурировать с другими, в том числе, зарубежными фирмами. Сегодня мы участвуем в тендере в Турции.

В.Е. Юхнин: – В числе последних наших достижений два корабля: атомный крейсер «Петр Великий» и большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко». Оба они на Северном флоте и все время в первой линии, все время в море, несут боевую службу. «Петр Великий» может находиться в любой точке мирового океана. Это универсальный корабль и в своем классе аналогов не имеет. Мы гордимся этими проектами, гордимся, что даже в такое сложное время реализовали их вместе с Балтийским заводом и Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь».

Можно сказать, что, несмотря на имеющиеся трудности, для нас нет нерешаемых задач.