Северное ПКБ – ведущая фирма России по проектированию надводных кораблей

Журнал «Морской вестник», №2 (14), 2005

В современных условиях около 180 стран мира имеют военно-морские силы, но только немногие из них могут самостоятельно проектировать и строить корабли. Среди этих стран и Россия – страна с широкой технологической базой и большим опытом в кораблестроении. Северное проектно-конструкторское бюро – ведущая фирма России по проектированию боевых надводных кораблей: крейсеров, эсминцев, фрегатов, корветов, катеров. Наряду с военной тематикой нами был разработан ряд проектов для гражданского флота: сухогрузные и научно-исследовательские суда, рефрижераторы и танкеры. По проектам Бюро построено более 550 кораблей и судов с суммарным водоизмещением около 1,5 млн. тонн.

В апреле 1946 года для выполнения проектных работ по созданию эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей нового типа было создано Центральное конструкторское Бюро (ЦКБ-53) – ныне Северное проектно-конструкторское Бюро. С этого времени начинается история нашего предприятия.

С 1946 по 1960 годы по проектам Северного ПКБ были построены 98 эсминцев (в том числе первый в России эсминец, оснащенный противокорабельными ракетами). Многие технические решения, принятые и отработанные на них, стали базовыми при разработке надводных кораблей основных классов последующих поколений. При этом коллектив Бюро получил неоценимый опыт для дальнейшего проектирования военно-морской техники с ракетным оружием.

С 1956 года Северным ПКБ параллельно велась разработка кораблей нового поколения, создаваемых специально для использования ракетного оружия, и впервые в мире был построен корабль, оснащенный как противокорабельным, так и зенитным ракетным оружием (ракетный крейсер «Грозный» пр. 58). Противолодочные корабли пр. 61 (головной в серии из 20 единиц – «Комсомолец Украины»), оснащенные зенитным ракетным и противолодочным оружием, стали в нашем флоте родоначальниками нового класса надводных короблей – больших противолодочных короблей (БПК), основное назначение которых – борьба с атомными подводными лодками в океанских и морских районах. На них впервые в мире была применена всережимная газотурбинная энергетическая установка. Головные корабли обоих проектов были сданы флоту в 1960 году.

Государственная военная доктрина 70-х годов потребовала нового подхода к формированию военно–морских сил и созданию кораблей, способных решать поставленные перед ними задачи. В результате Северное ПКБ в сжатые сроки спроектировало и обеспечило к началу 80–х годов серийное строительство на 4 заводах страны эсминцев пр. 956 (головной – «Современный»), больших противолодочных кораблей пр. 1155 (головной – «Удалой»), ракетных крейсеров (головной – «Слава») и тяжелого атомного ракетного крейсера пр. 1144 (головной – «Киров»), не имеющего аналогов в мире. В процессе серийного строительства производилась модернизация кораблей, направленная на совершенствование их боевых и технических средств. В результате были созданы такие корабли третьего поколения, как атомный крейсер «Петр Великий» (1998 год), большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» (1997 год).

Создание этих сложных кораблей потребовало применения современных методов проектирования, основанных на специализированной системе «Foran», которая позволяет разрабатывать техническую документацию в сжатые сроки и передавать ее заказчику в электронном виде. По требованию заказчика может быть разработана информационная модель корабля, а также интерактивные эксплутационные инструкции, используемые как для обучения личного состава, так и в качестве эксплутационной документации.

Работая с российскими и зарубежными верфями, Бюро представляет весь спектр инжиниринговых услуг: от разработки контрактных проектов до парка рабочих чертежей для заводов-строителей, а также техническое сопровождение строящихся кораблей.

Уникальный опыт эксплуатации образцов военно-морской техники российскими ВМФ в различных районах мирового океана и современные методы проектирования позволили Бюро создать корабли, экспортируемые за рубеж и способные эффективно выполнять боевые задачи в любых климатических условиях с учетом национальных особенностей службы экипажей, занять устойчивое положение на мировом рынке кораблестроения.

Северным ПКБ ведется большая работа по сотрудничеству с Индией, Китаем, Вьетнамом и другими зарубежными партнерами, имеются устойчивые связи со многими ведущими фирмами мира в области кораблестроения.

В 1997 году были заключены контракты на поставку эсминцев пр. 956Э и фрегатов пр. 1135.6. Корабли базовых проектов, построенные для ВМФ России, имеют широкие боевые возможности, отличаются высокими мореходными качествами, заложенные в них инженерные решения послужили основой для экспортных заказов.

Эсминцы пр. 956Э оснащены противокорабельным комплексом с двумя счетверенными пусковыми установками для запуска крылатых ракет, многоканальным зенитным ракетным комплексом средней дальности, для поражения морских и береговых целей на корабле предусмотрены две спаренные 130-мм артиллерийские установки. Самооборона в ближней зоне обеспечивается четырьмя 30-мм автоматами АК-630М. Противолодочное вооружение включает два торпедных аппарата и реактивные бомбометы с целеуказанием от гидроакустического комплекса. На корабле предусмотрен вертолет. По этому проекту построено и передано китайским ВМФ два эсминца. По результатам их эксплуатации и пожеланиям заказчика Бюро выполнило предконтрактный проект модернизации эсминцев, были внесены существенные конструктивные усовершенствования для повышения ударной мощности и эксплутационных характеристик оружия и технических средств. И в 2002 году был подписан контракт на продолжение строительства серии этих кораблей по пр. 956Э.

Развивая это направление, Северное ПКБ разработало проект эскадренного миноносца пр. 21956 водоизмещением около 9 000 т., предназначенный для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника. Корабль в составе оперативных соединений обеспечивает противолодочную и противовоздушную оборону кораблей и судов. В качестве ударного оружия предусмотрена установка интегрированной ракетной системы «Калибр-НЭК». Для обеспечения противовоздушной обороны предусмотрен ракетный комплекс «Клинок» и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-М».

Северным ПКБ разработан и передан заказчику (ВМС Республики Индия) принципиально новый фрегат пр. 11356. Эти корабли имеют широкие боевые возможности, отличные мореходные качества, малую шумность и просты в техническом обслуживании. Главная особенность экспортного фрегата заключается в комплексе его вооружения. Это первый в мире боевой корабль, оснащенный ударным противокорабельным комплексом «Club-N» с ракетами 3М-54Э, имеющими отделяемую на конечном участке траектории полета сверхзвуковую боевую часть, с дальностью стрельбы до 220 км. На корабле установлено новейшее артиллерийское и зенитное вооружение, противолодочные системы и другие средства обороны, предусмотрен ангар для вертолета.

Программы строительства корветов и фрегатов стали ключевыми во многих странах. Причем первое место по востребованности на рынке заняли корветы. Учитывая это обстоятельство, Бюро уделяет особое внимание разработке проектов многоцелевых корветов водоизмещением от тысячи до двух тысяч тонн, а также легких корветов водоизмещением от 500 до 1 000 тонн, спроектированных с учетом технологии «Стелс». Малая заметность этого класса кораблей обеспечивается оригинальной архитектурой корпуса и надстройки, а также рядом других мероприятий, вследствие чего эффективная поверхность рассеивания снижается в 4-6 раз по сравнению с кораблями аналогичного класса традиционной архитектуры. Это в свою очередь уменьшает дальность обнаружения коробля, а также повышает эффективность использования активных и пассивных средств радиоэлектронной борьбы, существенно увеличивает защищенность корабля от поражения противокорабельными ракетами с радиолокационными головками самонаведения.

Многоцелевые корветы обладают широкими боевыми возможностями и могут быть оснащены универсальным ракетным комплексом «Club-N» с противокорабельными и противолодочными ракетами. Противовоздушная оборона обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Штиль» с пусковыми установками вертикального старта. Для минимизации водоизмещения возможна установка более легких и менее энергоемких видов вооружения, в частности зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан-М». Для стрельбы по надводным, береговым и воздушным целям предусмотрены артиллерийские комплексы калибра 100 мм и 30 мм. Для борьбы с подводными целями корвет может быть оснащен торпедными аппаратами калибра 400 мм, системой противоторпедной защиты «Пакет», а также противолодочным вертолетом типа Ка-28. Корветы могут развивать скорость до 30 узлов, дальность плавания оперативно–экономическим ходом более 4 000 миль.

Легкие корветы имеют ряд отличительных свойств. Они более высокоманевренны, могут использоваться на мелководье, развивать скорость до 35 – 40 узлов за счет использования дизель-газотурбинных установок и водометных движителей и обеспечивают дальность плавания более 3 000 миль. В качестве комплексов вооружения на них могут быть установлены: ракетный комплекс «Уран-Э», 76 мм или 100 мм артиллерийские установки, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-М», торпедные аппараты, пулеметы калибра 12,7 мм, комплексы обнаружения радиоизлучения и постановки помех, опускная гидроакустическая станция.

Высокий модернизационный потенциал представленных корветов позволяет варьировать составом вооружения в процессе серийного строительства и создавать на единой платформе различные корабли, в зависимости от поставленных задач и потребностей рынка. Они могут выполнять функции флагманского корабля тактической группы и при взаимодействии с другими короблями решать следующие задачи: обеспечение активных боевых действий, безопасности судоходства, охрана и защита государственных границ, несение патрульной службы.

Представленные Северным ПКБ проекты кораблей имеют ряд отличительных особенностей. Прежде всего, это возможность интеграции в систему вооружения российского корвета любых иностранных комплексов. Для этого необходимо, чтобы эти средства вооружения по своим характеристикам (точности, дальности действия, помехозащищенности и пр.) обеспечивали возможность совместного использования со средствами российского производства, обладали стандартными цифровыми интерфейсами для сопряжения с российским вооружением. Также возможно базирование палубных вертолетов западного производства типа S-70B-6 и AB-212. Для этого на корабле предусмотрены все необходимые средства, а именно: телескопический ангар с гидравлическим приводом открытия ворот, взлетно–посадочная площадка, габариты и прочность, которые позволяют принимать вертолеты указанных типов.

Высокий научно-технический потенциал, современная производственная база, а также налаженные связи с ведущими научно-техническими центрами и судостроительными компаниями, позволяют Бюро создавать высокотехнологичные и конкурентоспособные образцы военной техники.